IV Северная межрегиональная конференция по актуальным вопросам социальной защиты наемных работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
22 марта 2017 года в столице республике Коми, городе Сыктывкар, работала IV Северная межрегиональная конференция. Республику Карелия представляли председатель Союза организаций профсоюзов в Карелии Илья Косенков, председатель КРО профсоюза работников лесных отраслей Владимир Катиев, зампредседателя КРО «Электропрофсоюза» Андрей Тароев и начальник Управления труда Минтруда Республики Карелия Наталья Кушнерова.
Организаторами конференции выступили ФНПР, Рослеспрофсоюз, ряд других общероссийских отраслевых профсоюзов и региональных профцентров. К участию в конференции приглашалось руководство и представители федеральных органов исполнительной власти, профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, РСПП, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Правительств и законодательных органов, сторон социального партнерства северных субъектов Российской Федерации. В состав организационного комитета Конференции вошли Председатель Рослеспрофсоюза Денис ЖУРАВЛЕВ, Председатель Первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский ЛПК» Александр СЛОБОДЧИКОВ.
В рамках данной конференции в трехстороннем формате обсудили действующую нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы социальной защиты наемных работников и членов их семей, проживающих в регионах со сложными природно-климатическими условиями, выработали рекомендации по ее совершенствованию и мерам, направленным на повышение эффективности ее использования.
В своем выступлении Председатель Рослеспрофсоюза Денис ЖУРАВЛЕВ подробно остановился на проблемах трудовой миграции и подготовки кадров, заместитель руководителя Федерального агентства по лесному хозяйству РФ Александр Панфилов оценил заключенное соглашение по лесному хозяйству как хорошее, признал проблемы с Авиалесоохранной — «это у нас больное место» и с молодыми специалистами отрасли — «наши программы работают плохо, но работа по поддержке молодых специалистов будет продолжена» и остановился на доплатах, компенсациях за найм жилья, выделения земельных наделов молодым специалистам. Председатель Союза организаций профсоюзов в Карелии Илья Косенков в своем выступлении очень эмоционально высказался о главной теме конференции, связанной с возможным включением в состав МРОТ районных коэффициентов и иных процентных надбавок.
По результатам конференции приняты Рекомендации, которые после доработки редакционной комиссии по результатам выступлений, будут направлены участникам.
Ниже представлен проект Рекомендаций:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОЕКТ IV Северной межрегиональной конференции по актуальным вопросам социальной защиты наемных работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 22 марта 2017 г. Республика Коми, г. Сыктывкар Утвержденная Президентом РФ Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года в качестве одного из приоритетных направлений выделяет комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, которое должно осуществляться, в том числе, и за счет совершенствования системы государственного управления, улучшения качества жизни населения и социальных условий хозяйственной деятельности в северных субъектах. В целях решения указанных вопросов Стратегия прямо указывает на необходимость обеспечения сбалансированности рынка труда, дифференцированного регулирования миграции и снижения социальных издержек внешней вахтовой миграции, уточнения государственных социальных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в Арктической зоне Российской Федерации и приравненных к ним местностей, а также ряд других направлений, без которых невозможно эффективное социально-экономическое развитие северных регионов. Наряду с реализацией и разработкой крупных инвестиционных проектов в северных регионах, которые дадут серьезный импульс к развитию социально- экономической инфраструктуры, требуется также модернизация действующей нормативной правовой базы, регулирующей социально-трудовые отношения, которая в настоящее время не в полной мере отражает специфику регионов Арктической зоны РФ. Для этого необходимо продолжить работу по совершенствованию федеральной нормативной правовой базы и повышению эффективности ее использования и адаптации на местах с применением механизмов общественной экспертизы. Это станет эффективным инструментом для сторон социального партнерства при решении задач, поставленных как Стратегией развития Арктической зоны, так и иных документов системы государственного стратегического планирования Российской Федерации. Участники IV Северной межрегиональной конференции по актуальным вопросам социальной защиты наемных работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях считают необходимым: — Активизировать работу региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в части мониторинга социально- экономической ситуации и анализа результатов правоприменительной практики с целью совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях, проводить данную работу на постоянной основе с привлечением представителей научного и экспертного сообществ. Продолжить работу региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, направленную на дифференцированное регулирование миграции в северные регионы Российской Федерации в зависимости от квалификации мигрантов, а также на закрепление квалифицированных кадров, снижение доли вахтовой миграции и связанных с ней социальных издержек. Продолжить работу по разработке эффективных мер, стимулирующих работодателей к участию в системе социального партнерства на всех ее уровнях (региональных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевых комиссий, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы Российской Федерации, общественных советов профильных федеральных министерств и ведомств). Повести анализ возможности и эффективности введения законодательной нормы, обязывающих предприятия, осуществляющие свою деятельность в регионе, но зарегистрированные за пределами данного субъекта, оформлять уведомительную регистрацию в государственной инспекции труда региона, где фактически осуществляется деятельность. Настаивать на недопустимости включения в состав МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в северных регионах как фактора, ведущего к возникновению социальной напряженности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. — Продолжить работу на федеральном уровне по совершенствованию методики расчета величины минимального (восстановительного) потребительского бюджета с учетом интересов всего сторон. — Настаивать на недопустимости «замораживания» пенсий работающим пенсионерам как фактора, способного «обрушить» региональные рынки труда (особенно в части сохранения квалифицированных кадров) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. — Оставлять в бюджетах субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично относятся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, часть доходов федерального бюджета, формируемых за счет налогов от добычи полезных ископаемых в данных субъектах в целях их социально-экономического развития. — Настаивать на участии представителей всех сторон социального партнерства в федеральных конкурсах, связанных с градостроительной и муниципальной политикой, обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности населения, развитием жилищно-коммунального хозяйства, как фактора, повышающего эффективность проведения данных конкурсов и оказывающего существенное влияние на социальный климат, в том числе, в регионах со сложными природно- климатическими условиями. — Продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы, связанной с охраной труда и здоровья наемных работников, занятых на вредных и опасных производствах с учетом отраслевой специфики и специфики регионов со сложными природно-климатическими условиями. Участники IV Северной межрегиональной конференции по актуальным вопросам социальной защиты наемных работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях рекомендуют: 1. Федерации независимых профсоюзов России: 1.1. В срок до 15 апреля 2017 года направить от имени участников Конференции настоящие рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, профильных комитетов Государственной Думы Российской Федерации, координаторам региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений северных регионов Российской Федерации. 1.2. Инициировать рассмотрение на площадке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений итогов настоящей v конференции и принятых в ее ходе рекомендаций. 1.3. Рассмотреть целесообразность и, при необходимости, — инициировать общественные слушания и обсуждения по проблемам, поднятым участниками конференции на площадках профильных комитетов Государственной Думы и общественных Советов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. 1.4. Продолжить практику сбора и анализа данных мониторинга социально- экономической ситуации, а также распространения лучших практик решения социальных вопросов в северных субъектах Российской Федерации как на региональном, так и на отраслевом уровнях. 1.5. Продолжить работу, направленную на защиту социально-экономических интересов и трудовых прав наемных работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на недопущение снижения существующего объема государственных гарантий и компенсаций жителям регионов с особыми климатическими условиями. 2. Территориальным объединениям профсоюзов: 2.1. Инициировать и обеспечивать регулярное рассмотрение вопросов, связанных с сохранением существующего объема государственных гарантий и компенсаций жителям регионов с особыми климатическими условиями на площадках региональных трехсторонних комиссий по регулированию социальнотрудовых отношений, а также информировать вышестоящие профсоюзные органы о принятых решениях. 2.2. Проводить работу, направленную на сбор и анализ изменений социально- экономической ситуации в регионах и отраслях по итогам применения нормативноправовых актов, имеющих отношение к социальной сфере и вопросам охраны труда, информировать вышестоящие профсоюзные органы о данных проводимого мониторинга. 2.3. В срок до 15 июня 2017 года инициировать на площадках региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрение итогов настоящей конференции и принятых ее ходе рекомендаций с целью их практического применения. 3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации: 3.1. Провести анализ предложений, поступивших от участников Конференции, в течение 1,5 месяцев с момента их поступления, и дать мотивированное заключение о возможности их практической реализации. 3.2. В ходе работы по доведению МРОТ до величины прожиточного минимума, по инкорпорации нормативно-правовой базы СССР, регулирующей социально-экономические и иные связанные с ними отношения в северных регионах, а также при проведении иных мероприятий, направленных на изменение трудового законодательства, в обязательном порядке учитывать недопустимость снижения существующего объема государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 3.3. Оказывать поддержку деятельности сторон социального партнерства на всех уровнях по совершенствованию законодательных и иных нормативноправовых актов в социальной сфере и сфере труда (в том числе охраны труда). 4. Сторонам социального партнерства на территориальном уровне: 4.1. В срок до 01 июля 2017 года направить в оргкомитет конференции решения региональных трехсторонних комиссий по регулированию социальнотрудовых отношений, направленные на практическую реализацию принятых в ходе конференции рекомендаций. |