Миграция: региональный аспект глобального явления
Обобщение существующего опыта и разработка рекомендаций во время «круглого стола»
27 мая в Законодательном Собрании и 28 мая в городе Кондопога состоялись заседания международного круглого стола «Миграционные процессы в Республике Карелия: ситуация, тенденции».
Организовали круглый стол Совет неправительственных организаций при Председателе Законодательного Собрания Республики Карелия, Карельский ресурсный Центр общественных организаций при содействии и поддержке Межрегионального информационно-делового Центра г. Москвы, Министерства РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, Министерства труда и занятости населения РК, Управления федеральной миграционной службы РФ по РК, Карельского филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Западная академия государственной службы», Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России, Союза промышленников и предпринимателей Республики Карелия, Ассоциации рыбопромышленников «Северо-Запад», Библиотечной ассоциации РК и администрации г. Кондопога.
Основной задачей мероприятия стало обобщение существующего опыта и разработка рекомендаций в сфере регулирования внешней трудовой миграции и социально-культурной адаптации мигрантов в Карелии.
Открывая пленарное заседание, председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Николай Левин подчеркнул, что поскольку Республика Карелия является привлекательным регионом для мигрантов и миграционные процессы на территории республики носят ярко выраженный экономический характер, увеличение миграционных потоков в Карелию становится индикатором наличия благоприятных условий для повышения качества жизни населения.
С учетом тенденций развития миграционной ситуации в регионе, Правительство Республики Карелия, органы исполнительной власти и местного самоуправления осуществляют на территории республики программы, проекты и мероприятия, направленные на решение вопросов миграции, в том числе адаптации мигрантов, ведь важной составляющей миграционной политики является интеграция мигрантов в принимающий социум. От успешной интеграции в итоге зависит решение вопросов безопасности и социально-экономического развития территорий вселения мигрантов.
Решение проблем социально-культурной адаптации мигрантов возможно только при последовательной и системной государственной поддержке. В настоящее время решение проблем социально-культурной адаптации мигрантов носит точечный характер. Но важно, что инициативу по проведению мероприятий по интеграции мигрантов в принимающее сообщество проявляют, в том числе и общественные организации.
В качестве основного итога реализации мероприятий, направленных на решение задач социально-культурной адаптации мигрантов, Николай Левин отметил создание в 2007 году Центров социально-культурной адаптации мигрантов в городах Петрозаводске, Кондопоге, Олонце, Сортавале и Костомукше.
Николай Левин подчеркнул, что поскольку по прогнозам миграционный приток на территорию Карелии будет увеличиваться, перед республикой появится ряд новых непростых проблем. И те обобщающие выводы, которые будут сделаны по итогам работы круглого стола, станут востребованными в процессе дальнейшей реализации миграционной политики в республике.
Начальник УФМС России по РК Олег Колесников в своем выступлении охарактеризовал состояние миграционной ситуации в Республике Карелия в 2007 году. В 2007 году «миграционная нагрузка» в республике составила 10,4 процента. Миграционный прирост составил 1071 человек и вырос по сравнению с 2006 годом в 3,1 раза.
Количество законно находящихся на территории республики иностранных граждан значительно возросло в связи с вступившим в 2007 году федеральным Законом № 109-ФЗ, упростившим правила и порядок миграционного учета иностранных граждан в РФ. В 2007 году в республике на миграционный учет было поставлено на 20 процентов больше иностранных граждан, чем было зарегистрировано по месту временного пребывания иностранных граждан в 2006 году. Эта тенденция сохраняется и в нынешнем году.
По состоянию на 1 января 2008 года на территории республики постоянно проживают по видам на жительство 193 иностранных гражданина, что на 41 процент меньше, чем в 2006 году. Из них наибольшее количество граждан Украины, Латвии, Азербайджана и Вьетнама. По разрешениям на временное проживание проживает 1099 иностранных граждан, что на 25 процентов больше, чем в 2006 году. На учете в УФМС по состоянию на 1 января 2008 года состоит 116 вынужденных переселенцев (52 семьи).
Гражданство Российской Федерации в 2007 году получили 1067 человек, что на 33 процента больше, чем за 2006 год. Наибольшее количество заявлений о приобретении гражданства России поступило от граждан Украины, Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Беларуси и Кыргызстана.
Введение нового миграционного законодательства отразилось на ситуации с трудовой миграцией в Республике Карелия — общая численность привлекаемых иностранных работников составляет 1,2 процента совокупной численности занятого населения республики, и существенного влияния на рынок труда в Карелии пока не оказывает. Большая часть жителей республики (66 процентов) трудится в отраслях материального производства, а иностранные граждане работают в основном в лесозаготовительной (38 процентов) и строительной (22) отраслях. Всего в 2007 году легально осуществляли трудовую деятельность 4324 иностранных работника (в 4 раза больше, чем в 2006 г.).
В 2007 году УФМС России по Республике Карелия была проведена экспертная оценка масштабов незаконной миграции на территории региона. Выяснилось, что численность нелегальных мигрантов составляет примерно 2 тысячи человек, что свидетельствует о снижении масштабов незаконной миграции в республику – это один из положительных результатов проводимой в РФ миграционной политики. Часть мигрантов, ведущая маргинальный, асоциальный образ жизни, нередко является разносчиком инфекционных и иных социальных болезней (СПИД, туберкулез, гепатит и др.). Присутствие этих мигрантов способно провоцировать обострение в обществе конфликтов на этнической почве, ухудшать криминальную обстановку и т.д. Нелегальная трудовая миграция деформирует еще не сформировавшийся национальный рынок труда, расширяет «ниши» теневой занятости, представляя тем самым реальную угрозу экономической безопасности страны.
Необходимо отметить, заявил О. Колесников, что за последние четыре года в Республике Карелия наметилась тенденция к снижению преступлений, совершенных иностранными гражданами. Одним из путей решения проблемы снижения уровня незаконной миграции является предусмотренное федеральным законодательством упрощение порядка их регистрации и учета, а также механизма трудоустройства иностранных граждан при значительном сокращении срока получения разрешения на работу.
Но нельзя забывать, что либерализация миграционного законодательства, как показывает мировая практика, требует одновременного усиления мер иммиграционного контроля. Признавая, что борьба с нелегальной трудовой миграцией только с использованием административных мер неэффективна, в ФМС России разработали проект ведомственной целевой программы по привлечению в РФ квалифицированных трудовых мигрантов. На привлечение из-за рубежа наших соотечественников нацелена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. В Республике Карелия также была проведена совместная работа по подготовке и доработке проекта региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, которая была одобрена Главой РК и сейчас находится на согласовании в Правительстве Российской Федерации.
Доклад министра труда и занятости РК Гивия Карапетова был посвящен вопросам трудовой занятости мигрантов. Председатель КРОО «Общество украинской культуры «Калина» Лариса Скрипникова поделилась опытом создания Ресурсного центра «Наш дом – ваш дом». Центром организован регулярный прием иностранных граждан, работает телефон «Горячая линия», более 250 мигрантов и членов их семей получили правовые и психологические консультации. Проводятся семинары, подготовлена и издана памятка мигранту, прибывающему в республику, которая по соглашению с руководством Октябрьской железной дороги распространялась в поездах.
Участники «круглого стола» работали также по секциям «Трудовая миграция: ситуация, тенденции, проблемы, пути решения» и «Проблемы социально-культурной адаптации семей мигрантов». Состоялись дискуссии по таким вопросам, как информационно-методическое сопровождение процесса трудовой миграции (правовой аспект), легализация и условия труда мигрантов, анализ рынка занятости трудовых мигрантов в Карелии и его перспективы, поддержка деятельности национально-общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий по вовлечению мигрантов в реализацию общественно значимых программ и проектов, роль общественных объединений в реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, общественное продвижение идей социально-культурной адаптации семей мигрантов.
В работе «Круглого стола» приняла участие заместитель председателя ООП в РК Надежда Махаева. Комментируя важность обсуждаемых вопросов, она сказала:
-Особо стоит отметить, что за время «круглого стола» удалось проанализировать существующие миграционные процессы и действующую миграционную политику, а также выработать подходы в связи с изменениями в законодательстве. Для профсоюзов рассматриваемый аспект важен еще и в той связи, что подтверждена возможность общественных организаций участвовать в осуществлении миграционной политики на территории нашей республики. Экономическая ситуация в России складывается сегодня достаточно спокойно, экономика на подъеме. Определенная стабильность и привлекает мигрантов, к нам приезжают подзаработать, приезжают целыми семьями, реализуя конституционное право выбирать место жительства.
— Нас, как общественную организацию, стоящую на страже трудовых прав граждан, в этой связи интересует миграция именно трудовых ресурсов, — продолжает Надежда Михайловна. – На заседании «круглого стола» очень много говорили о том, во-первых, что к нам едут, в основном, кадры низкой квалификации, и, во-вторых, что порой именно это становится причиной их неблагополучного положения, когда их используют как дешевую рабочую силу. К сожалению, сегодня закон позволяет, если так можно сказать, «узаконить» определенную безответственность работодателей, потому что не накладывает на последних обязательств по обеспечению мигрантам благоприятных условий труда и проживания. Сегодня, поскольку трудовые ресурсы мигрантов гораздо дешевле, чем собственные трудовые ресурсы, которые надо еще и обучить и потратиться на это, работодатели могут на этом сэкономить: могут установить низкую заработную плату, не заботиться ни об условиях быта, ни о здоровье мигрантов. Вот почему профсоюзы считают, что такое положение дел необходимо менять. А именно: мы считаем, что следует менять трудовое законодательство, прописывать в законах ответственность работодателей за обеспечение нормальных условий труда и жизнедеятельности мигрантов, уровня заработной платы не ниже уровня, действующего в стране в соответствии с законодательством. Если этот пробел в законодательстве будет устранен, новые нормы будут способствовать как устранению манипулирования дешевой рабочей силой, так и созданию нормальных – человеческих – условий труда для приезжих. И, конечно же, именно законодательство способно повернуть ситуацию к ужесточению медицинского освидетельствования мигрантов.
— Вопросы миграционных процессов важны для региона, — считает Н.Махаева. – Их решение, во-первых, будет способствовать формированию политики безопасности государства, а, во-вторых, даст ответ на вопрос, в каком социуме окажутся мигранты.
Пресс-центр ООП в РК