Обращение к Главе Республики Карелия по вопросу МРОТ
В связи с изменениями, внесенными в статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» позволили работодателям включать полагающиеся по закону надбавки и компенсации в состав МРОТ, тогда как ранее они всегда начислялись сверх минимального оклада (поскольку минимум — это за труд, а доплаты — за различные вредные, опасные, климатические и другие условия труда).
Данные поправки повлекли резкое снижение доходов низкооплачиваемых категорий работников, в особенности пострадали регионы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в т.ч. и Карелия, где «северная надбавка» испокон веков составляла существенную часть зарплаты. Мартовское, 2010 года, разъяснение Президиума Верховного суда РФ («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года», утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010), было фактически единственной соломинкой, которая могла помочь гражданам выиграть судебные иски к работодателям и добиться повышения заработной платы. Но просуществовало это разъяснение недолго — под давлением властей Верховный Суд молча отозвал его, не постеснявшись продемонстрировать свою «независимость». Определением от 23.07.2010 N 75-В10-2 Верховный Суд РФ официально подтвердил, что включение доплат и надбавок в состав минимального размера оплаты труда является законным.
С тех пор между профсоюзами и органами власти идет жесткий спор – как трактовать положения Трудового кодекса РФ о МРОТе. Считать ли установленную законодателями цифру конечной, как на этом настаивает правительство, или только базовой, которая, как в случае с Карелией, должна была бы «прирасти» еще и районным коэффициентом и «северной» надбавкой, за что радеют профсоюзы. По нашему мнению позиция профсоюзов логична, т.к. проживать на Севере труднее, чем в южных районах. Здесь дороже продукты питания, одежда, обеспечение лекарственными средствами, жилищно-коммунальные услуги, и, поэтому размер минимальной оплаты труда для северных и приравненных к Северу территориям должен быть выше, чем в более климатических благоприятных областях. Тем не менее, власти эту логику продолжают игнорировать несмотря на серию недавних определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08 апреля 2011 года № 3-В11-4, от 29 апреля 2011 года № 3-В11-5 и от 24 июня 2011 года № 52-В11-1 по искам о перерасчете и взыскании недополученных сумм заработной платы работников медицинских и дошкольных учреждений, в которых Верховный Суд пришел к выводу, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Действуя в интересах человека труда, профсоюзы Республики Карелия настаивают на том, чтобы:
— органы государственной власти Республики Карелия при установлении размеров заработной платы для работников организаций бюджетной сферы учитывали позицию Верховного Суда РФ по указанному выше вопросу;
— работодатели, независимо от форм собственности предприятия, производили пересмотр размеров заработной платы работников с учетом выводов, содержащихся в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08 апреля 2011 года № 3-В11-4, от 29 апреля 2011 года № 3-В11-5 и от 24 июня 2011 года № 52-В11-1.