Профсоюзный общественный контроль
Постановка работы по охране труда в Карельской республиканской организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ
29 апреля в Доме профсоюзов состоялось совещание «Управление рисками и профилактика в сфере труда в новых условиях». Оно было приурочено ко Всемирному дню охраны труда, который отмечается 28 апреля. В совещании принимали участие представители министерства труда и занятости РК, Гострудинспекции по РК, профсоюзов. В работе совещания также принял участие координатор проекта Московского субрегионального бюро Международной организации труда Марат Рудаков.
Среди выступающих на совещании были заведующая отделом охраны труда, главный технический инспектор труда рескома профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Антонина Сиговцева и технический инспектор Карельской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения Михаил Смирнов.
Предлагаем вашему вниманию выступление А.Сиговцевой.
Деятельность по осуществлению (в соответствии со ст. 370 Трудового кодекса) профсоюзного контроля в учреждениях, где работают члены Профсоюза работников ГУ, за состоянием охраны и условий труда, за соблюдением работодателями законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривается как одно из важнейших направлений работы рескома профсоюза.
Штатная должность заведующего отделом охраны труда — главного технического инспектора труда профсоюза по Республике Карелия, которую я и замещаю в настоящее время, в аппарате рескома профсоюза была введена с марта 2007г., поскольку стала объективно необходима в силу целого ряда причин.
При переходе в 2008—2009гг на новую систему оплаты труда работодатели в целях экономии финансовых средств стали проводить оптимизацию расходов, посягая при этом и на выплаты работникам за вредные и опасные условия труда на рабочих местах, и на предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков за вредные условия труда.
Но и действующим трудовым кодексом, и новой системой оплаты труда работников бюджетной сферы предусматривается, что повышенная оплата и предоставление других государственных компенсаций должны устанавливаться для работников, вредные и опасные условия труда которых подтверждены или выявлены в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда. Предусматривается также и то, что компенсации не устанавливаются, в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации.
В связи с этим очень актуальными для самих работников – членов профсоюза стали вопросы о том,
— что входит в понятие «условия труда на рабочем месте»,
— что собственно такое – «аттестация их рабочих мест по условиям труда»,
— кем и как она должна проводиться,
— что относиться к понятию «факторы производственной среды на рабочем месте»,
— что должны оцениваться непосредственно на их конкретных рабочих местах;
— насколько полно, правильно и объективно при аттестации их рабочих мест была выполнена оценка условий труда,
— почему в состав аттестационной комиссии не всегда включаются представители от работников,
— как быть, если (по мнению работников) при оценке условий труда на их рабочих местах учтены и оценены не все факторы и т.д.
И коль скоро подобные вопросы все чаще стали выноситься на повестку дня (а их активно задавали и председатели первичных профсоюзных организаций, и рядовые члены профсоюза в устных и письменных обращениях), становится понятно, что работники – члены профсоюза плохо ориентируются в действующем законодательстве и нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, в т.ч. по охране труда, и что в трудовых коллективах объективно появилась заинтересованность в получении соответствующих консультаций и разъяснений.
В связи с этим Карельским рескомом профсоюза работников ГУ и ОО вопросы охраны труда в обязательном порядке рассматриваются на семинарах, организуемых для учебы председателей первичных профсоюзных организаций и профактива (например, в 4 кв. 2009г. было проведено несколько таких 2-х –и 3-х дневных семинаров).
Кроме того, рескомом профзоюза практикуются выезды и выходы в учреждения, где есть первичные профсоюзные организации, для встреч и консультаций по вопросам охраны труда не только членов профсоюза учреждений, но и представителей трудовых коллективов и непосредственно тех работников, которых такие вопросы интересовали, в т.ч. и руководителей структурных подразделений, и руководителей учреждений.
В последнее время подобные встречи прошли в домах-интернатах для престарелых и инвалидов (Видлицком, Петрозаводском, Партальском), в Ладвинском детском доме-интернате, в Медвежьегорском психоневрологи-ческом интернате, в учреждениях системы МЧС (в Карельской республиканской поисково-спасательная службе, в пожарной части п. Ладва Отряда противопожарной службы по Прионежскому району, в Кондопожском отряде противопожарной службы Главного управления МЧС РФ по Республике Карелия), в учреждениях системы МВД (в Центре сервисного обслуживания средств связи и спецтехники, в Поликлинике МВД), во многих учреждениях социальной защиты и центрах социальной работы г.Петрозаводска, в «Карелиястате» — территориальном органе Федеральной службы госстатистики по РК. Активно проводится подобные мероприятия и в 2010 году. На завтра, например, запланирована встреча с членами профсоюза отдела инкассации Карельского отделения Сбербанка по их просьбе, в мае месяце встречи пройдут в учреждениях социальной защиты Прионежского района, а с открытием навигации – в учреждениях Пудожского района.
Рескомом проводится работа по осуществлению (в соответствии со ст. 219 и ст. 370 Трудового кодекса) профсоюзного контроля за выполнением работодателями обязательств по охране труда, предусмотренных в Трудовом кодексе и в принятых коллективных договорах. С этой целью проведены комплексные проверки в организациях:
— в декабре 2009г. – в Филиале ФГУП «Охрана» МВД РФ по РК, имеющем структурные подразделения в районах Республики (670 чел. работающих) с оформлением акта проверки и выдачей работодателю представления с предложением устранить выявленные нарушения, а также с рассмотрением результатов проверки на январском 2010г. заседании президиума рескома профсоюза, на котором заслушивался и руководитель Филиала. Поскольку Филиал является одним из подразделений крупного Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» при МВД РФ, соответствующая информация о состоянии работы по охране труда в Карельском филиале была направлена в ЦК профсоюза.
— в марте 2010г. такие же комплексные проверки в порядке профсоюзного контроля выполнены в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания (Партальский дом-интернат для престарелых и инвалидов, Петрозаводский дом-интернат для ветеранов, Ладвинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей, Медвежьегорский психоневрологический интернат). По результатам проверок каждого из учреждений оформлены соответствующие акты и выданы представления работодателям с предложением принять соответствующие меры по устранению нарушений. В мая подобные проверки будут осуществлены также в Психоневрологическом интернате «Черемушки», в Видлицком доме-интернате. Итоги проверок государственных стационарных учреждений социального обслуживания планируется вынести на рассмотрение президиума рескома профсоюза в мае 2010г.
Нужно сказать, что средства, выделяемые на финансирование работ и мероприятий по охране труда (и так-то, как правило, весьма скромные), существенно снизились в 2009г., тогда как цены на услуги и изделия (ту же спецодежду, например) выросли. В результате чего не стало хватать средств на приобретение в требуемых количествах спецодежды, спецобуви и других СИЗ (и это имеет место не только в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания, но даже и в Карельской республиканской поисково-спасательной службе, т.е. в организации, где работники привлекаются к выполнению опасных работ и должны иметь соответствующую экипировку и средства защиты). Из-за не достаточного финансирования в ряде организаций не соблюдаются сроки прохождения периодических медицинских осмотров (например, в Медвежьегорском психоневрологическом интернате), не приобретаются в требуемом количестве средства для стирки белья, мыло, дезинфицирующие средства (подобная проблема для тех домов-интернатов, где значительная часть обслуживаемых – это лежачие, является весьма серьезной, например — для Ладвинского дома-интерната для умственно отсталых детей). По этой же причине не выполняются финансово-затратные мероприятия, например, не могут своевременно ремонтироваться вышедшие из строя транспортные средства (Медвежьегорский интернат, Ладвинский дом-интернат, Партальский дом-интернат), вентсистемы, оборудование прачечных, помещения и оборудование пищеблоков, осветительные системы и т.д. Я уже не говорю о том, что аттестация рабочих мест осуществляется в госучреждениях не на всех рабочих местах, а выборочно и поэтапно, либо вообще до сих пор не не проводилась (например, в ГУ РК Карельская республиканская поисково-спасательная служба. На вопросе качества проведения аттестации рабочих мест останавливаться не буду, это вопрос особый (по нему подготовлено выступление Смирнова Михаил Степанович, технический инспектор труда профсоюзов работников здравоохранения). Выборочное рассмотрение материалов аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях (а о них просили и на встречах в трудовых коллективах, осуществлялись они и в ходе комплексных проверок) показывает, что практически всегда результаты аттестации, мягко говоря, «не безупречны».
Вывод, к которому мы пришли в ходе осуществления общественного (профсоюзного) контроля за состоянием охраны труда в бюджетных учреждениях: В тех организациях, где руководители прилагают максимум усилий для получения предусмотренных сметами средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (напомню, речь идет о государственных учреждениях, финансируемых из бюджетов республиканского или муниципального уровня), положение дел с решением вопросов по охране и условиям труда более обнадеживающее (например, в Петрозаводском доме-интернате, хотя там тоже есть определенные проблемы). Там же, где работодатели опускают руки и не решают вопросы по финансированию работ по охране труда, проблемы с обеспечением безопасных условий труда работающих и с выполнением обязанностей работодателя ( отраженных в ст. 212 ТК ) нарастают, как снежный ком.
В порядке общественного контроля проверки состояния охраны труда на рабочих местах в ряде государственных учреждений проводились также уполномоченными лицами по охране труда: в МУ «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота» (г. Пудож), в Администрации Кондопожского муниципального района, в Великогубском филиале ГСУ СО «Медвежьегорский психоневрологический интернат».
Специалистами рескома профсоюза постоянно рассматриваются коллективные договоры организаций и их проекты, и даются по ним замечания и рекомендации, в том числе по разделу «Охрана и условия труда». При подготовке Отраслевых соглашений республиканского уровня (например, в МВД РК) разделы по охране труда также детально прорабатываются.
Реском профсоюза оказывает посильную скую помощь первичным профсоюзным организациям в рассмотрении возникающих у членов профсоюза конкретных вопросов по подтверждению их прав на получение компенсаций за вредные условия труда, предусмотренных действующим законодательством и государственными нормативными актами. Например, проводится работа по оказанию практической помощи профессиональным спасателям — членам профсоюза «Карельской республиканкой поисково–спасательной службы» — (Бредневу С.И., Попову А.Ю., Демину Э.В., Нечаеву Д.Н.) в подготовке документов (в т.ч. заключений независимой экспертизы) для направления исков в суды по признанию (подтверждению) их прав на досрочное назначение трудовых пенсий в связи с особыми условиями труда, т.к. органами Пенсионного фонда в назначении таких пенсий им было отказано. В частности, решением суда первой инстанции был удовлетворен иск спасателя Бреднева С.И. к УПФ РФ в г. Петрозаводске и суд обязал УПФ РФ в г. Петрозаводске назначить Бредневу С.И. досрочную трудовую пенсию. Суды по искам других спасателей еще предстоят.
На 2010 год рескомом профсоюза работников госучреждений в порядке осуществления общественного (профсоюзного) контроля запланированы проверки состояния охраны труда в учреждениях, подведомственных Министерству внутренних дел по Республике Карелия; в отрядах противопожарной службы и пожарных частях, подведомственных Главному управлению МЧС РФ по Республике Карелия и Госкомитету Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; в учреждениях Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия — с рассмотрением итогов проверок на заседаниях президиума рескома профсоюза.
В заключении хотелось бы сказать следующее. Реском профсоюза работников госучреждений исходит из того, что и профсоюзные комитеты первичных профсоюзных организаций, и работодатели могут и должны объединить свои возможности и усилия для обеспечения на рабочих местах безопасных и максимально благоприятных условий труда работающих. Именно совместная работа в этом направлении может дать ощутимые положительные результаты. Надеемся, что мы на правильном пути.
Антонина СИГОВЦЕВА,
заведующая отделом охраны труда,
главный технический инспектор труда
профсоюза по Республике Карелия