Уход государства из сферы труда на уровне районов
Именно так оценивают отсутствие специалистов по труду в семи районах Карелии члены президиума Карельской республиканской организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ
Об этом они написали в своем письме на имя Главы Республики Карелия, и.о. премьер-министра Правительства Республики Карелия А.В.Нелидова. В письме, в частности, говорится:
«Уважаемый Андрей Витальевич!
В результате реорганизации республиканских министерств в 2004 — 2006 годах в 7 районах республики — Суоярвском, Пряжинском, Беломорском, Калевальском, Лахденпохском, Муезерском и Олонецком — не стало специалистов по труду. Президиум рескома профсоюза очень обеспокоен сложившейся ситуацией, мы воспринимаем это как последовательный уход государства из сферы труда на уровне района, ослабление государственного регулирования трудовых отношений на уровне учреждения (предприятия), что является недопустимым, потому что развитие рыночных отношений породило именно в трудовой сфере массу негативных явлений, являющихся серьезнейшим тормозом для социально — экономического развития муниципальных районов и республики в целом. Вот далеко не полный перечень этих проблем:
— отчуждение наемного работника от управления производством, что сказывается на дисциплине и производительности труда, а в конечном счете — на финансово-экономических показателях как конкретного учреждения (предприятия), так и самоуправляющейся территории;
— низкая заработная плата работников, растущий и необоснованный разрыв в оплате труда управленческого и основного производственного персонала, ведущие к переходу персонала в нижние слои общества по уровню доходов;
— двойная бухгалтерия при начислении и выплате заработной платы на предприятиях частного предпринимательства, подрывающая местный и республиканский бюджеты и порождающая проблемы пенсионного обеспечения;
— несвоевременная выплата заработной платы, вызывающая социальную напряженность и недовольство властью;
— отказ от нормирования труда на уровне предприятия, в результате которого происходит необоснованное сокращение персонала, с одной стороны, и увеличение интенсивности труда и порочная практика постоянных сверхурочных работ — с другой;
— нарушение требований законодательства в сфере условий и охраны труда, что напрямую сказывается на здоровье трудоспособного населения, увеличении смертности среди него, ведет к росту производственного травматизма;
— лишение работников частных предприятий льгот и гарантий, предусмотренных законодательством, что снижает социальную защищенность человека наемного труда, подрывает доверие населения к власти, порождает социальный нигилизм и апатию; и т.д.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ ни один из этих вопросов не относится к компетенции органов местного самоуправления, но эти вопросы возникают постоянно. Во многом от решения этих вопросов зависит качество жизни населения в ближайшем будущем и в перспективе, демографическая и криминогенная обстановка, здоровье людей, а также и степень доверия к власти.
Эти специалисты несут огромную функциональную нагрузку: они организуют работу на предприятиях, в учреждениях района по колдоговорному регулированию социально-трудовых отношений, решая таким способом задачу привлечения работников к участию в управлении производством, контролируют соблюдение норм и требований действующего трудового законодательства, своевременность выплаты заработной платы через регулярные проверки предприятий, курируют это направление в специальных межведомственных районных комиссиях; активно участвуют в работе по искоренению практики выплат зарплаты «в конвертах»; инициируют и организуют работу по развитию социального партнерства между работодателями, профсоюзами или другими представителями работников и органами местного самоуправления на уровне территории через заключение и выполнение районных Соглашений по социально — трудовым вопросам; содействуют урегулированию коллективных и индивидуальных трудовых споров; осуществляют сбор, аналитическую и прогнозную обработку данных по численности занятых в экономике района, уровню заработной платы и показателям, характеризующим условия и охрану труда, что необходимо для разработки целевых программ развития района; ведут большую координационную работу по охране труда на предприятиях реального сектора экономики и в учреждениях социальной сферы; привлекаются прокуратурой ко всем проверкам по вопросам трудового законодательства; проводят семинары и совещания с работодателями и их представителями по кадрам, труду и зарплате, охране труда, а также с представителями работников по вопросам трудового законодательства, заработной плате, охране труда, социального партнерства. Словом, вся многофункциональная работа Министерства труда и занятости Республики Карелия в сфере труда проецируется на его представителей в районах.
Специалисты по труду активно консультируют население, работают с жалобами и обращениями, осуществляют контрольную деятельность в учреждениях и на предприятиях, с их участием в досудебном порядке решаются трудовые споры между работниками и работодателями, снижается социальная напряженность в трудовых коллективах. Согласитесь, что это задачи огромной государственной важности. Поэтому совершенно непонятно закрепление одного специалиста по труду за двумя районами, без обеспечения транспортом, другими необходимыми условиями труда. И наличие гигантской нагрузки на специалиста, курирующего сразу два района!
Отсутствие своего трудовика в районе вызывает недовольство населения, работников предприятий и учреждений, потому что специалист по труду является очень востребованным в плане обращений граждан за консультациями по вопросам найма и увольнения, заработной платы и условий труда, трудовых гарантий и охраны труда, а также за конкретной помощью в их досудебном решении.
При закреплении специалистов по труду за каждым муниципальным образованием республики, о чем мы Вас просим, Андрей Витальевич, существенно возрастет эффективность государственного регулирования и контроля в сфере труда. Кроме того, резко снизится количество обращений граждан по вопросам труда в органы местного самоуправления.
Республиканский комитет профсоюза, специалисты аппарата рескома профсоюза и первичные профсоюзные организации активно сотрудничают со специалистами Министерства труда и занятости РК в районах, для решения важнейших вопросов, которые возникают постоянно. Все специалисты Министерства труда и занятости, работающие в районах, являются членами Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, и нам их деятельность близка и понятна. Их труд действительно самоотверженный, во благо людей.
Уважаемый Андрей Витальевич! Убедительно просим Вас решить вопрос восстановления представителей Министерства труда и занятости Республики Карелия в каждом муниципальном районе.
С глубоким уважением,
председатель Карельской республиканской организации профсоюза Ирина Титова и члены президиума: Лариса Алямова, Александр Власов, Андрей Веденин, Андрей Елисеев, Олег Лутфуллин, Ирина Мазова, Тамара Невайкина, Владимир Рузанов.
3 августа 2010 года»