Ветер дует, мусор носит
Вокруг чистоты петрозаводских улиц, их состояния, сломано немало копий. Губернатор ругает мэра, мэр, отбивается, уверяя, что ей нет дела до того, кто именно убирает город, лишь бы был результат. А горожане только вздыхают очередной раз, передвигаясь по нечищеным улицам.
Наверное, и мы бы повздыхали вместе со всеми над тяжкой судьбой города, если бы не одна картинка, которую довелось увидеть недавно. На деле более циничную ситуацию трудно представить: пока горожане задыхаются от песка и грязи, в специализированном предприятии идут сокращения работников, и простой техники. Не выходят на линию, ни мусоровозы старого образца, которых целая армия, ни четыре новехонькие «Вольво», которые легко бы могли обслуживать весь город. Тишина стоит на предприятии. Город не могут отчистить, а целое специализированное предприятие стоит, потому что у него… нет работы.
На сегодняшний день от 270 человек работников осталось 150, часть из которых работают по четыре часа в день. Водители без всяких сокращений уходят сами, людям нужно кормить семьи. Нет ни планов на развитие, ни каких-то перспектив.
Глава первички профсоюза работников жизнеобеспечения Валентин Рыльков отдал работе на предприятии многие годы и видеть сейчас, как оно умирает для него невыносимо.
— Можно же перепрофилировать предприятие, столько говорится о создании того же мусороперерабатывающего завода! У «Автоспецтранса» все для этого есть и мощности, и полигон, и умелые люди. Уже существует частичная переработка есть, прессуется картон, тара стеклянная Но власти почему-то закрывают на это глаза и продолжают медленно убивать предприятие. Из всех мусоровозов на линии выходят только 2 (!) машины на несколько рейсов до полигона и обратно.
Ситуация, из-за которой предприятие оказалось сейчас загнанным в угол, неоднократно излагалась на страницах самых разных СМИ. Кратко все сводится к тому, что однажды у вполне работающего предприятия появился субподрядчик. Это вовлекло «Автоспецтранс» в финансовую яму, из которой в настоящее время ему самостоятельно выбраться очень сложно. Зачем договор субподряда, заключенный в июне 2013 года еще предыдущей администрацией, был нужен вопрос открытый и сейчас с ним разбирается Следственный комитет республики. Каким будет результат покажет время.
Большинство работников убеждены, что с 2013 года идет сознательная ликвидация предприятия с молчаливого одобрения властей. Сначала добавились совершенно несвойственные функции, вроде уборки пятиметровой зоны, которую осуществляют теперь уже не дворники стоящих рядом домов, а водитель и грузчик «Автоспецтранса». Отсюда увеличение штата, жалобы на некачественную уборку.
— Жаль, что у нас нет федеральной программы по приведения в порядок этой отрасли, — говорит Валентин Рыльков., — вот и получается, что все можно и контролировать процесс и качество по сути, некому. Обидно другое, когда предприятие и в самом деле переживало трудные времена выкарабкиваться приходилось самостоятельно, как только их пережили тотчас появились желающие прибрать к рукам налаженное предприятие.
Директор петрозаводского муниципального унитарного предприятия «Автоспецтранс» Ольга Ильина соглашается, что ситуация на предприятии не простая. Но сейчас предприятие пытается бороться с последствиями случившегося. — Ситуация патовая, мы пытались встречаться и договариваться с представителями субподрядчика, — говорит Ольга Ильина, — но навстречу нам идти не хотят. В июне 2013 года, при бывшем директоре и бывшем мэре, был заключен кабальный договор, в результате которого весь сбор и вывоз мусора по городу был отдан подрядчику, пришедшему из другого региона. Проверка КРУ установила, что договор является убыточным для «Автоспецтранса». По мнению предприятия, эта сделка заключена в результате сговора бывшего директора и руководства подрядчика. В этой связи в Арбитражный суд Карелии подан иск о признании договора недействительным. Следственный комитет Карелии возбудил уголовное дело в отношении бывшего директора «Автоспецтранса» Евгения Минервина по факту превышения им должностных полномочий при заключении указанного договора, в настоящее время ведется следствие. Однако пока договор не расторгнут, наше предприятие вынуждено нести убытки, связанные с необходимостью содержать материальную базу, штат работников и т.п., а также оплачивать услуги подрядчика на крайне невыгодных для себя условиях. Единственным выходом до разрешения судебного спора является сокращение штата работников и парка автомашин, иначе предприятие окажется банкротом в ближайшие месяцы. Таким образом, пока действует вышеназванный договор, ни «Автоспецтранс», ни Администрация города не в состоянии ничего изменить.
Председатель рескома профсоюза работников жизнеобеспечения , член Общественной палаты Андрей Пахомов видит из этой ситуации несколько выходов: один из них – это модернизация в современное мусороперерабатывающее предприятие.
Другой всем известен — открытие нового муниципального предприятия со всеми вытекающими последствиями. Схема, которая известна всем и неоднократно применялась, другое дело, что и в том и в другом случае нужна, и все это понимают, «политическая воля». Нужно, чтоб городские власти вспомнили, что в предприятие вложены городские деньги, что такое предприятие необходимо городу и сделало необходимые шаги в нужном направлении.
К сожалению, подход «мне все равно, кто будет убирать город» трудно назвать мудрым. А по городу по-прежнему летает мусор с контейнерных площадок и трудно найти урны даже на центральных улицах.
(Так выглядит сейчас разгар рабочего дня в «Автоспецтрансе»)