Информация по вопросам, сформулированным в разделе «Главе Республики Карелия А.П. Худилайнену и Правительству Республики Карелия», а также по проблемам, обозначенным в констатирующей части Резолюции
Внедрять планы экономического развития и проводить экономические преобразования, используя отдельным ключевым показателем сохранение и создание рабочих мест, в том числе высокотехнологичных.
В соответствии с требованиями, определенными на федеральном уровне, в Республике Карелия разработаны и реализуются документы стратегического планирования социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную и долгосрочную перспективы, включающие:
— Стратегию социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, одобренную Межведомственной комиссией при Министерстве регионального развития Российской Федерации, распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 апреля 2010 года № 142р-П и утвержденную постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1755-IV ЗС;
— Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 октября 2012 года № 658р-П и утвержденную постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 15 ноября 2012 года № 467-V ЗС;
— Программу социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 8 июля 2011 года № З48р-П и утвержденную Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года № 1532-ЗРК.
Кроме того, разработана и реализуется государственная программа Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия», утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 3 марта 2014 года № 49-П, в соответствии с которой за период 2014—2020 годов планируется создать до 23,4 тыс. единиц новых модернизированных рабочих мест.
В настоящее время Правительством Республики Карелия ведется работа по разработке проекта федеральной целевой программы «Комплексное социально-экономическое развитие Республики Карелия на период до 2020 года», в рамках которой планируется комплексный и системный подход к вопросам обеспечения устойчивого социально-экономического развития Карелии.
Разработать и согласовать с Профсоюзами Карелии программу по повышению минимальной заработной платы в бюджетной сфере до уровня МРОТ плюс северный и районный коэффициенты.
Вопрос начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на величину минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с федеральным законодательством, обсуждается в республике давно и имеет сложившуюся практику.
Суть проблемы обусловлена внутренними противоречиями, имеющимися в Трудовом кодексе Российской Федерации (статьи 129 и 315-317). Вместе с тем, несмотря на сформировавшуюся судебную практику, в Трудовой кодекс Российской Федерации, иные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие указанные правоотношения, изменения до настоящего времени не внесены.
Правительство Республики Карелия, Министерство труда и занятости Республики Карелия неоднократно обращались в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой внести в Трудовой кодекс Российской Федерации соответствующие изменения. В регионах Северо-Западного федерального округа, расположенных на территориях, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, указанная проблема также существует.
В настоящее время Минтрудом России разработан законопроект о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, в соответствии с которым с 1 октября 2015 года единая для всей территории Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливаться не будет. Предлагается устанавливать величину минимального размера оплаты труда в процентном соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — ПМ) в соответствующем субъекте Российской Федерации за третий квартал предыдущего года, равным: с 1 октября 2015 года — 89% от ПМ, с 1 октября 2016 года — 94% от ПМ, с 1 октября 2017 года — 100% от ПМ. При установлении величины минимального размера оплаты труда равной величине прожиточного минимума трудоспособного населения резко возрастает актуальность учета в составе минимального размера оплаты труда межрегиональной дифференциации в условиях и стоимости проживания на северных территориях, учтенной при формировании прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии с проектом закона предлагается включать в состав минимального размера оплаты труда, установленного в размере равном региональному прожиточному минимуму трудоспособного населения, районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Считаем, что принятие указанного законопроекта и его поэтапная реализация позволит решить не только существующую правовую проблему, но и проблему низких доходов работающих в бюджетной сфере, поскольку истинной причиной неудовлетворенности значительной части работников бюджетной сферы является не наличие противоречий в законодательстве, а низкий уровень оплаты труда.
По информации Министерства финансов Республики Карелия, установление минимальной заработной платы на указанном выше уровне для работников бюджетных учреждений республики потребует значительных дополнительных финансовых ресурсов (оценочно около 400 млн. рублей в год только для обеспечения указанной заработной платы по низкооплачиваемым категориям работников). Кроме этого значительные средства будут необходимы для обеспечения оптимальной дифференциации в оплате труда по категориям работников. Бюджет Республики Карелия на текущий год и плановый период высокодефицитный и без помощи федерального бюджета республика не может принять на себя подобные обязательства.
Следует также иметь в виду, что указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года предусмотрено повышение заработной платы отдельных категорий работников. По информации Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, дефицит средств, необходимых для повышения заработной платы медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия на 2014—2018 годы, составляет 4 878,4 млн. рублей (за счет средств бюджета Республики Карелия — 897,6 млн.рублей, средств обязательного медицинского страхования — 3 980,8 млн.рублей), в том числе на 2014 год -97,6 млн. рублей (за счет средств бюджета Республики Карелия — 19,8 млн.рублей, средств обязательного медицинского страхования — 77,8 млн.рублей); дефицит средств для повышения заработной платы социальным работникам государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия на 2014—2018 годы составляет 735,4 млн. рублей, в том числе на 2014 год — 44,0 млн.рублей.
Таким образом, в условиях необходимости выполнения положений указов Президента Российской Федерации, увеличение минимальной заработной платы в бюджетной сфере до уровня минимального размера оплаты труда с учетом северного и районного коэффициентов возможно только в рамках совершенствования структуры численности в государственных и муниципальных учреждениях, в том числе за счет повышения интенсивности труда работников, которое планируется проводить в рамках реализации мероприятий по нормированию труда.
Правительство Республики Карелия продолжит взаимодействие в указанном вопросе с федеральными министерствами, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
4 июня 2014 года на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений создана рабочая группа по рассмотрению вопроса о внесении изменений в республиканское Соглашение о минимальной заработной плате.
Разработать отдельную комплексную программу по созданию условий для уменьшения миграции молодежи из Республики Карелия.
В 2013 году Министерством по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия проведено социологическое исследование на тему «Изучение состояния и развития сферы государственной молодежной политики в Республике Карелия». В исследовании особое внимание было уделено изучению миграционных настроений молодежи. Основными проблемами стабильно остаются низкая доступность жилья, безработица и дефицит перспективных рабочих мест по специальности.
Задача по уменьшению миграции молодежи Республики Карелия решается в рамках реализации действующей Программы социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, направленной на создание соответствующих социальных и экономических условий для полноценной жизнедеятельности населения республики, в том числе молодежи.
В целях реализации межведомственных мероприятий по предотвращению миграции молодежи из Республики Карелия предусмотрены меры поддержки в рамках государственных программ Республики Карелия, долгосрочных целевых программ по развитию образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, содействию занятости населения в Республике Карелия, патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия, и других, реализуемых органами исполнительной власти Республики Карелия в рамках своих полномочий.
Проблема интеграции молодежи в региональный рынок труда Министерством труда и занятости Республики Карелия решается через мероприятия по организации стажировок молодых людей путем стимулирования работодателей к приему на работу выпускников учреждений профессионального образования, не имеющих опыта работы; ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; профессионального обучение безработных граждан; содействия их самозанятости.
В целях улучшения жилищных условий в Республике Карелия реализуется подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия» на 2011—2015 годы в рамках Долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011—2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20 мая 2011 годы № 127-П, которая предусматривает оказание государственной поддержки молодым гражданам путем компенсации за счет средств бюджета Республики Карелия процентной ставки в размере 5% годовых в течение срока действия кредитного договора (но не более 5 лет), в том числе:
— молодым семьям (возраст каждого из супругов не превышает 35 лет) и не состоящим в браке гражданам, возраст которых не превышает 35 лет;
— молодым семьям, имеющим трех и более детей.
Вместе с тем, с 1 января 2014 года реализация подпрограммы приостановлена в части приема новых заявлений от граждан для рассмотрения их документов на предмет включения в число участников подпрограммы (постановление Правительства Республики Карелия от 21 мая 2014 года № 157-П).
Кроме того, в предыдущие годы государственная поддержка оказывалась молодым (до 35 лет) учителям образовательных учреждений в виде субсидирования в полном объеме первоначального взноса (но не более 20% от суммы ипотечного кредита). Однако по информации Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 апреля 2014 года № 08-536) выделение субсидий на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений льготного ипотечного кредита из федерального бюджета на 2014 год не предусмотрено.
Усилить контроль органов местного самоуправления в части запрета перевода земли, социальных и физкультурно-спортивных объектов под коммерческую и прочую недвижимость.
По информации Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок и Государственного комитета Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления, в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса. Перевод земель может быть осуществлен только из какой-либо названной категории в другую категорию. То есть перевод земель, предназначенных для социальных и физкультурно-оздоровительных объектов, в разряд земель для размещения коммерческой недвижимости не предусмотрен. Возможно, в резолюции речь идет об изменении разрешенного использования земельных участков.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. При этом возможность самостоятельного выбора любого разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур предусмотрена при наличии зонирования территорий. Если органами местного самоуправления утверждены правила землепользования и застройки, правообладатели земельных участков вправе выбрать разрешенный вид использования земель самостоятельно без участия органов местного самоуправления.
Земельный кодекс Российской Федерации в ряде случаев предусматривает ограничение перевода земель из одной категории в другую, в том числе в случае несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории.