«Учитель – это не функция, это человек, который помогает растить здоровое общество»
27 сентября в Сочи на базе образовательного центра «Сириус» прошел Всероссийский семинар-совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования.
Участники семинара-совещания обсудили широкий круг вопросов, связанных с ключевыми направлениями развития системы отечественного образования. Были затронуты особо острые вопросы о национальной системе учительского роста, совершенствовании профессионального стандарта педагога, повышении заработной платы учителям, а также о развитии сети базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов в регионах Российской Федерации.
В семинаре-совещании приняли участие глава Минобрнауки России Ольга Васильева, Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Общероссийского Профсоюза образования, региональных органов управления образованием и другие. Вела заседание первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк. В ходе этого совещания прозвучало много новых тезисов , которые дают надежду, что ситуация, сложившаяся в сфере образования, повернется, наконец лицом в учителям.
Участником этого совещания стала и.о. председателя КРО профсоюза работников народного образования и науки Евгения Макарова, которая рассказала о наиболее острых вопросах, которые обсуждали участники.
— На слуху в первую очередь, проект новой системы начисления зарплат, который Минобр России разрабатывает совместно с профсоюзом. На совещании прозвучала идея повышения именно окладной части заработной платы, чтобы она составляла 70 процентов заработка и 30 – различные стимулирующие выплаты, что создаст, безусловно, более здоровую обстановку в педагогических коллективах. Еще один важный пункт, это обещание министерства освободить учителей от бюрократической нагрузки. На сегодняшний день заполнение всевозможной отчетности отнимает у педагога огромное количество времени, мешая ему заниматься непосредственно своей работой — учить детей и делать это так, чтобы учиться было интересно. Так же много внимания было уделено отношениям между родителями и школой, прозвучала идея введения регламента отношений между школой и родителями, да и от самого слова услуга предполагается в области образования просто отказаться. Учитель – это не функция, это человек, который помогает растить здоровое общество.
-Как реагировала аудитория на выступление нового министра?
— Реакция была очень живой. Ольги Васильева говорила о вещах, которые живо волнуют все педагогическое сообщество. Например, об особом статусе учителя, положение которого в обществе за последние 25 лет изменилось. Еще совсем недавно было принято говорить об образовательных услугах , в то время как учитель – это служение, это миссия. Учитель формирует нацию, затем народ. Задача государства сделать профессию престижной и уважаемой. В своем выступлении Ольга Васильева затронула вопросы создания единой системы по оплате труда в отрасли, возможности карьерного роста для учителей, снижении отчетности, роли соцпартнерства и профсоюзных организаций как признанной законом стороной партнёрских отношений.
— Обсуждались ли на семинаре вопросы, касающиеся профстандарта «Педагог»и его введения на местах?
— Разумеется, это один из наиболее сложных и болезненных вопросов. Внедрение профстандарта «Педагог» на местах в том виде, в котором он сейчас заявлен недопустимо. Он вызывает больше вопросов, ответов, на которые пока нет ни у кого. ЦС Профсоюза проанализировал существующие условия для применения работодателями в сфере образования профстандарта «Педагог» после чего были проведены консультации представителей ЦС Профсоюза и Минобрнауки России. В итоге, на состоявшемся в июле 2016 года совещании у Министра образования и науки РФ было принято решение поддержать предложение Профсоюза о переносе даты начала применения профстандарта «Педагог» с 2017 года на 01 сентября 2019.
Сейчас одной из важнейших задач профсоюза является информирование об этой отсрочке территориальных органов образования и руководителей образовательных организаций . Потому что в данном случае инициатива на местах по введению профстандарта в 2017 году приведет просто к массовым нарушениям трудовых и социальных прав работников образования.
Судьбоносно, что Всероссийское совещание партнеров в сфере образования состоялось в День рождение Общероссийского Профсоюза образования — 27 сентября 2016 года исполнилось 26 лет работы Отраслевого Профсоюза в новых условиях. Практика работы всех звеньев в структуре Профсоюза показала силу конструктивного сотрудничества на основе взаимных консультаций сторон. Сейчас , как никогда, этот принцип работы профкома и администрации актуален в каждом образовательном учреждении, на муниципальном и субъектовом уровне для достижения баланса интересов сторон, сохранения прав и гарантий участников образовательного процесса. Как отметила в конце беседы Евгения Макарова, все участники семинара говорили об одном – что профсоюз играет важную роль в поиске и выстраивании путей решения тех задач, которые затрагивают интересы всех работников образования.