Условия труда в Карелии
27 июня 2017 года состоялось заседание Координационного совета по охране труда при Правительстве Республики Карелия. От Союза организаций профсоюзов в Республике Карелия в работе Координационного совета принял участие заместитель председателя Союза Михалев Николай Николаевич.
В соответствии с планом работы Координационного совета на заседании рассмотрены вопросы:
- Об итогах финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, работников занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, за 2016 год.
- О результатах проведения государственной экспертизы условий труда в Республике Карелия за 2016 год.
По первому вопросу слушали информацию и.о. управляющего ГУ – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия Бакунович Ирину Витальевну. Структура расходов страхователей на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2016 году составила:
Всего: 36 139,5 тыс. рублей, из них: 13 424 тыс. рублей – средства индивидуальной защиты, 62 тыс. рублей – алкотестеры, 312,4 тыс. рублей – аптечки первой медицинской помощи, 77,1 тыс. рублей – тахографы, 389,2 тыс. рублей – обучение по охране труда, 4067,8 тыс. рублей – специальная оценка условий труда, 8935 тыс. рублей – обязательные периодические медицинские осмотры, 8872 тыс. рублей – санаторно–курортное лечение работников
Отрасли с наибольшим количеством тяжелых несчастных случаев на производстве::
— строительство (зданий, сооружений, дорожное);
— разработка каменных карьеров;
— производство прочих пищевых продуктов.
Отрасли с наибольшим количеством смертельных несчастных случаев на производстве:
— обработка древесины, пиломатериалы;
— строительство и ремонт судов;
— производство электроэнергии.
Отрасли с наибольшим количеством легких несчастных случаев:
— деятельность в области здравоохранения;
— деятельность в области общего, среднего и высшего образования;
— производство целлюлозы, бумаги и картона.
Динамика несчастных случаев на производстве:
2011 год – 518; 2012 год – 469; 2013 год – 390; 2014 год – 329; 2015 год — 298; 2016 год — 268.
По второму вопросу слушали Рыжих Марию Александровну – начальника отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется Министерством в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным приказом Минтруда России от 12 августа 2014 года № 549 н (далее — Порядок ). Государственная экспертиза условий труда, как оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда, осуществляется Министерством в целях оценки следующих объектов экспертизы:
— качества проведения специальной оценки условий труда;
— правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций с вредными и (или) опасными условиями труда;
— фактических условий труда работников.
Экспертиза носит заявительный характер, и проводится на основании определений судебных органов, представлений государственной инспекции труда в Республике Карелия (ГИТ в РК), обращений работников и работодателей, органов исполнительной власти республики, профессиональных союзов, организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, органов Фонда Социального страхования РФ, а также иных страховщиков. В 2014 году за осуществлением государственной экспертизы условий труда в Министерство поступило 80 запросов, то за 2015 год и 2016 годы поступило, соответственно 97 и 93 запроса. За первое полугодие 2017 года, также как и за аналогичный период прошлого года, в Министерство поступило 34 запроса. При этом значительно выросло количество экспертиз, осуществляемых на основании определений судебных органов с 50 в 2014 году до 78 в 2016 году. За 6 месяцев 2017 года в Министерство поступило 28 определений судов, против 25 определений, поступивших в первом полугодии прошлого года. 30 января 2017 года приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия за № 72-П утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда, упорядочивший процедуры и сроки проведения экспертизы.
Анализ результатов ГУЭТ показывает, что за последнее время также увеличивается количество предприятий, на которых осуществлена государственная экспертиза условий труда: с 77 в 2014 году, до 100 в прошлом, при этом количество работников, в отношении условий труда которых проведена ГЭУТ, остается примерно на одном уровне: 319 человек – в 2014 году; 280 человек – в 2015 году; 282 человека – в 2016 году.
При проведении государственной экспертизы условий труда в более чем 90% случаев выявляются нарушения прав работников на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда либо отступления от требований государственных нормативных требований охраны труда, влияющие на правильность оценки фактических условий труда работников.
Основные нарушения:
- Неправильное определение трудовой функции работника:
— применение так называемых «местных» наименований профессий либо должностей работников, не соответствующих квалификационным справочникам либо положениям профессиональным стандартов, например, «сварщик», а не «электрогазосварщик»;
— отсутствие приказов о переводах работников на иные виды работ, особенно это касается сезонных либо работ, связанных с перемещением по объектам, например, у машинистов (кочегаров) котельных, мастеров строительных и монтажных работ и т.п.;
— неправильное наименование профессии либо должности работника, соответствующее квалификационным справочникам либо положениям профессиональным стандартов, но не соответствующее характеристике работ, выполняемой работником, например, «оператор котельной», вместо «машиниста котлов» либо «машинист лесозаготовительной машины», вместо «машинист трелевочной машины» и др.
— отсутствие локальных нормативных правовых актов работодателей о методах выполнения работ, например, отсутствие приказов о создании бригад либо специализированных звеньев каменщиков;
- Ошибки в ведении кадрового делопроизводства:
— непредоставление либо некорректное предоставление информации об условиях труда работника, например , в подразделения Пенсионного фонда для формирования сведений (индивидуального) Персонифицированного учета;
— отсутствие ведения раздельного учета рабочего времени в случае занятости работника в разных условиях труда, например, при занятости его в карьере либо за пределами горного отвода, при работе с различными красками, материалами, другим сырьем;
- Нарушения в оформлении либо отсутствие технологической либо технической документации:
— отсутствие паспортов на оборудование либо инструкций по эксплуатации этого оборудования, например, на котлы, трелевочные либо иные машины, дробильное оборудование;
— отсутствие проектной документации на здания, сооружения либо неточности в технологической документации горноотводных актах.
- Ошибки в оценке условий труда:
— неправильная идентификация всех вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на рабочих местах, например, биологического фактора у медицинских работников;
— нарушения методик проведения измерений тех или иных ВОПФ;
— ошибки в определении времени воздействия того или иного ВОПФ;
— ошибки в определении наименования рабочего места либо его месторасположения, например, у ремонтного персонала;
— нарушение процедуры отмены (изменения объемов) ранее предоставляемых гарантий и компенсаций в зависимости от установленного класса условий труда и др.
Подведены итоги заседания (ответы на вопросы, обсуждение), принято решение по повестке дня.
Союз организаций профсоюзов в Республике Карелия рекомендует руководителям членских организаций Союза, профсоюзному активу, уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов обратить внимание на нарушения (отступления от требований государственных нормативных требований охраны труда).
Заместитель председателя Союза Н. Михалев