РЕЗОЛЮЦИЯ парламентских слушаний на тему «Законодательные инициативы по введению государственного (муниципального) социального заказа на оказание услуг в сфере культуры» Комитет Государственной Думы по культуре Москва 21 сентября 2017 г
РЕЗОЛЮЦИЯ
парламентских слушаний на тему
«Законодательные инициативы по введению
государственного (муниципального) социального заказа
на оказание услуг в сфере культуры»
Комитет Государственной Думы по культуре
Москва 21 сентября 2017 г.
Обсудив законодательные предложения по введению государственного (муниципального) социального заказа на оказание услуг в сфере культуры участники парламентских слушаний отмечают.
Основополагающие принципы, цели и задачи государственной культурной политики определены в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808.
Данный документ определяет культуру как совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.).
В своем выступлении Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, что «Проект основ строился на новой мировоззренческой концепции, предлагал переосмыслить роль культуры, которую в последнее время привыкли воспринимать как часть социального блока или как работу учреждений культуры, чаще всего даже как сферу услуг досуга и развлечений. Такой узкий отраслевой подход не соответствует, конечно, ни задачам развития страны, ни запросам общества, ни требованиям времени. Мы не раз говорили с вами об этом.» (из выступления на совместном заседании Госсовета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 24 декабря 2014 года).
Считаем необходимым отметить, что культура и искусство не относятся к социальной сфере. Организации культуры и искусства не оказывают социальных услуг, а в соответствии со своей миссией участвуют в создании, распространении, сохранении и освоении культурных ценностей, производят культурные блага и удовлетворяют культурные потребности населения и общества. Культура – не сфера услуг, а миссия и благо!
Одним из установленных Основами государственной культурной политики принципов государственной культурной политики является соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики.
При этом правоприменительная практика реализации положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу), Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» показала неэффективность и «порочность» внедрения универсальных методов регулирования, не учитывающих отраслевую специфику и особенности отдельных направлений культурной деятельности.
В статье 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере, к которым относятся, в том числе социальное обеспечение и благотворительность, трудовые права граждан, сокращение и ликвидация безработицы, миграционная политика, охрана здоровья, решение проблем семьи, материнства, отцовства и детства, молодежная политика, физкультура, спорт и туризм.
Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере культуры установлены в отдельной статье 17 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.
Таким образом, данный Федеральный конституционный закон четко отделяет сферу культуры от социальной сферы.
Разрабатываемые Министерством финансов Российской Федерации законодательные предложения по введению государственного (муниципального) социального заказа на оказание услуг в сфере культуры, по сути, преследуют цель формирования механизмов оказания государственных (муниципальных) услуг, предусматривающих развитие конкурентной среды с привлечением негосударственных организаций, как некоммерческих, так и коммерческих. Решение задачи широкого привлечения негосударственных организаций для оказания услуг в сфере культуры может повлечь существенное уменьшение объемов обязательного финансирования государственного задания по основной деятельности учреждений, что в свою очередь может привести к ликвидации или сокращению бюджетных и автономных учреждений как основы сложившейся бюджетной сети учреждений культуры.
При этом согласно положениям Основ государственной культурной политики сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития является одной из основных задач государственной культурной политики.
В сфере культуры и искусства не может быть конкурентных отношений в их рыночном понимании. Государственные (муниципальные) учреждения культуры и искусства выполняют свои уставные функции на основе государственного (муниципального) задания. Выделение бюджетных средств в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания не предполагает конкуренции. Бюджетные средства выделяются государственным (муниципальным) учреждениям на обеспечение реализации государственных гарантий, связанных с созданием и сохранением культурных ценностей, обеспечением их доступности для широких слоев населения и участием граждан в культурной деятельности. Это конституционные обязательства государства по поддержке культуры. Некоммерческие организации, иные юридические и физические лица в сфере культуры получают бюджетные средства для реализации определенного проекта, который имеет свои сроки и целевые ориентиры. Это государственный заказ, который не имеет ничего общего с государственной поддержкой.
Таким образом, существуют две разные организационно-правовые формы и два разных метода финансирования: для бюджетных учреждений – механизм реализации обязательств учредителей бюджетных учреждений, для некоммерческих организаций – финансирование отдельных проектов в случае возникновения дефицита общественно значимых товаров и услуг.
Следовательно, ни два государственных учреждения, ни тем более государственное учреждение и негосударственная организация не могут конкурировать в сфере культуры за бюджетные средства.
Необходимо также отметить, что в настоящее время бюджетное финансирование организаций культуры построено по остаточному принципу, что приводит к хронической нехватке денежных средств на полноценное функционирование учреждений культуры, на их материально-техническое обеспечение, на выплату заработной платы сотрудникам, постановку новых спектаклей, создание новых выставок и другое. При этом введение механизма формирования и исполнения государственного (муниципального) социального заказа приведет лишь к уменьшению и размыванию и без того недостаточных финансовых средств.
Таким образом, введение предлагаемого механизма формирования и исполнения государственного (муниципального) социального заказа в сфере культуры является безосновательным и контрпродуктивным.
Кроме того, категорически недопустимо включать положения о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание услуг в сфере культуры в Основы законодательства Российской Федерации о культуре.
Необходимо разработать новое законодательства о культуре, которое должно стать главным этапом реализации Основ государственной культурной политики, создать условия для реализации в стране единой культурной политики и, в том числе, ввести в гражданское законодательство особый организационно-правовой статус для государственных и муниципальных организаций культуры, который должен исключить возможность сведения деятельности этих организаций к оказанию услуг физическим и юридическим лицам.
Участники парламентских слушаний отмечают, что культура и искусство не относятся ни к социальной сфере, ни к сфере услуг, и считают необходимым исключить сферу культуры и искусства, а также сферу образования в области искусств, из социального заказа.
Участники парламентских слушаний предлагают включить в проект федерального закона следующее положение: «Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры и искусства, а также в сфере образования в области искусств «.
Направить данную резолюцию в:
— Администрацию Президента Российской Федерации;
— Правительство Российской Федерации;
— Общественную палату Российской Федерации;
— Министерство финансов Российской Федерации;
— Министерство культуры Российской Федерации;
— творческие союзы и общественные организации в сфере культуры и образования в области искусств;
— субъекты Российской Федерации.