Военный Первомай
Совершенно справедливо утверждение, что в тяжелые, суровые времена, хорошо видно светлых людей. Людей, объединенных идеей солидарности и общей целью социальной справедливости, которые своим честным и бескорыстным трудом, сообща пишут историю своей страны. 100-летие профсоюзного движения в Республики Карелия и 65-летие профсоюза работников культуры – это, несомненно, определенный рубеж, веха в истории страны и профсоюзного движения. Невозможно переоценить вовлеченность и вклад профсоюзного движения в социально – экономические и политические процессы, протекавшие в нашей стране за прошедшее столетие. Об этом рассказывает Главный хранитель Музея ИЗО РК, председатель профкома БУ «Музея изобразительных искусств Республики Карелия»Сергей Ларионов.
История профсоюзного движения неразрывно связана с историей нашей страны богатой и неоднозначной, полной великих свершений и героических побед, но вместе с тем, были у неё и печальные страницы. Одним из таких испытаний стала Великая Отечественная война. Уже, в первые дни войны был создан фонд обороны социалистической Родины, значительную роль в котором сыграл Профсоюз, встав в авангарде консолидационных сил рабочих и служащих.
Недавно в Музей изобразительных искусств Республики Карелия были переданы архивы заслуженного работника культуры Карельской АССР, выдающегося художника графика и живописца Константина Леонидовича Буторова (1922—1997).
(Буторов К.Л. (1922—1997) Автопортрет. 1946. Картон, масло. Из собрания БУ Музей изобразительных искусств Республики Карелия)
Вместе с рисунками, набросками и эскизами к живописным работам в музей попали рукотворные стенные газеты «Журналист», выпускавшиеся членами профсоюзной организации КарелфинТага, сотрудником которого в годы войны был Константин Леонидович. Стенные газеты датированы и являются «живыми» свидетельствами времени. Особый интерес вызывают два выпуска к 1 мая 1943 и 1 мая 1944 годов, приуроченные к важнейшему профсоюзному празднику — Дню весны и труда!
Вместе с эскизами к «Окнам Карелфинтага», хранящимися в музее изобразительных искусств Республики Карелия, эти источники представляют уникальную возможность, взглянуть на повседневную жизнь и работу профсоюзной организации в чрезвычайно сложное для страны время. Это источник пропущенный через призму переживаний и размышлений художника, что позволяет оценить личное отношение выпускающего к реалиям того времени.
Имя Константина Леонидовича Буторова широко известно в Республике Карелия и за её пределами прежде всего своими тематическими картинами. Он создавал образы простых людей, занимающихся честным трудом и несущих культуру в отдаленные уголки страны: «Будущие капитаны» (1952 г.), «Маруся полевод» ( 1955 ), «Избач» (1958 г.), «Сельский киномеханик» (1963 г.) и другие. Активно работал Буторов и в жанре пейзажа. Работы военных лет составляют особый раздел искусства К.Л. Буторова.
С 1941 года Константин Леонидович был главным выпускающим художником «Окон» Карелфинтага — сатирических плакатов, высмеивающих врага, сопровождавшихся информацией о положении дел на фронтах. Они сразу завоевали признание и пользовались успехом у населения. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории, и в партизанских отрядах. «Окна « обладали необычайным воздействием на зрителя. Как говорили современники, „эти плакаты разили, как снаряды“.
„Все глубже и глубже…“
(Буторов К.Л. (1922—1997) Все глубже и глубже в омут немецкой авантюры.1943. Бумага, тушь. Из собрания БУ Музей изобразительных искусств Республики Карелия)
Поставки сырья необходимого Германии для продолжения войны шли через Финляндию. Президент Ристо Рюти подписал «личный пакт» с Германией, который обязывал не подписывать мир с Советским Союзом и не идти на переговоры о мире иначе как при согласовании его условий с Германией. Тем самым Рюти тянул свою страну «Все глубже и глубже в омут немецкой авантюры.»1943г. Так и называется один из эскизов к «Окнам» КарелфинТага, созданный художником К.Л. Буторовым в 1943 году.
На 1-м плане справа — изображение женщины в платье с надписью: „Финляндия“, по колено стоящей в воде, поверхность которой усыпана фашистскими крестами. На шее — веревка, за которую слева тянут три мужские фигуры, находящиеся почти по пояс в воде. На 2-м плане за линией горизонта, в центре, дано фронтальное изображение скелета, одетого в зимнее пальто и меховую шапку с надписью: „Зима 1943—1944“. Этот лист как нельзя лучше показывает бесперспективность продолжения войны Финской стороной. Политическое руководство страны под нажимом и диктатом Германии тянут страну и народ в бездну. И возмездием за эти преступления будет смерть.
„Для милого дружка и сережка из ушка“
(Буторов К.Л. (1922—1997) Для милого дружка и сережка из ушка. 1943. Бумага, тушь. Из собрания БУ Музей изобразительных искусств Республики Карелия.)
1943г. На обороте этого листа в правой верхней четверти есть авторская надпись карандашом «Финляндия все больше и больше поставляет сырье для промышленности гитлеровской Германии взамен не получая ничего. Из газет.»
В центре листа изображена кричащая курица с надписью: „Финляндия“, вытянутая шея которой зажата между ногами мужчины с надписью: „Линкомиес“ на спине. Справа перед курицей – пустое блюдо с надписью: «Германские поставки». Её двумя руками ощипывает Гитлер, перед которым большой раскрытый мешок с надписью: «Поставки финского сырья Германии».
«Окна» КарелфинтагаТага не единственное издание, выпускаемое этим агентством. Агентство занималось журналистской работой, передавало новости, сообщало положение дел на местах, в стране, в мире. В этом отношении показательны и информативны выпуски стенгазеты « Журналист» — органа парторганизации и профсоюза КарелфинТага. Выпуск №2 за 1 мая 1943 года посвящен Дню солидарности трудящихся.
(Журналист 1 Мая 1943 год Из собрания БУ Музей изобразительных искусств Республики Карелия)
Заголовок газеты гласит: Да здравствует 1-е мая – день смотра боевых сил трудящихся! Особого внимания заслуживает раздел «Письма наших фронтовиков», эти письма без пафоса и глянца говорят сами за себя.
«Только вернулся из командировки в землянку, — вижу на столе письмо. Какая радость! Усталость как рукой сняло. Нас, фронтовиков, очень интересует работа тыла. Героические примеры энтузиастов тыла вдохновляют. Их опыт мы изучаем, на их примерах воспитываем бойцов, как надо оправдывать доверие, надежды партии и народа… Заботу тыла мы крепко чувствуем и очень, очень благодарны. Всеми силами стараемся быстрее уничтожить гитлеровскую сволочь, и для этого ничего не жалеем.»
С товарищеским приветом,
М. Машинистов.
«Примите привет из действующей армии. Дела наши оборачиваются хорошо. Только что узнал о новых городах, отбитых у врага. С каждой победой на фронте приближается наша встреча. Иногда взгрустнется по родному городу Петрозаводску. Вижу его в солнечный день и на улицах радостных свободных людей. И я идущий на Пушкинскую,7 в свою близкую редакционную семью.»
До скорой встречи,
М. Афонин.
«Добрый день, дорогие товарищи! Я участвовал во многих кровопролитных боях, жив, здоров. Находясь в лесу, на передовой линии фронта радостно получить письма от друзей и товарищей по работе.»
Жду Ваших писем,
Андрей Агапитов.
Май 1943 – май 1944 сложное, тяжелое, для страны время. Финляндией оккупированы значительные территории в Карелии, со столицей городом Петрозаводском, и впереди еще были долгие версты войны, огромную лепту в дело Победы внес тыл, значительную роль в этой борьбе сыграл Профсоюз, встав в авангарде консолидационных сил рабочих и служащих.
Уникальные исторические источники, стенные газеты профсоюзной организации КарелфинТага, открывают перед нами события далекого военного первомая 1943—1944 годов.
Стенная газета «Журналист» №6 за 1 мая 1944 года посвящена Дню солидарности трудящихся.
(Журналист 1 Мая 1944 год Из собрания БУ Музей изобразительных искусств Республики Карелия)
«Комиссия работников КарелфинТага встречает Первомай в обстановке напряженного труда, стремясь лучше и качественнее обслужить газеты.Призыв партии – Все для фронта, все для победы над заклятым врагом!- должен вооружить каждого из нас сознанием большой ответственности за порученную работу, воодушевить на честный и самоотверженный труд.»
Есть в этом номере отдельный раздел посвященный «Окнам» и их создателям.
«С первых дней отечественной войны КарелфинТАГ начал выпускать «ОКНО». Они сопровождались острыми и злободневными карикатурами, красочными плакатами. Витрины с «окнами» пользовались всегда большой популярностью у трудящихся Петрозаводска и затем в Беломорске. За период отечественной войны уже выпущено около 500 карикатур и плакатов, из них около 300 штук, оригинальных, инициативных карикатур были исполнены художником агентства К. Буторовым и художниками – активистами: Осиповой, Шубиным, Граф, Макарьевским, Стронк и Раковым.»
Среди перечисленных авторов не всем было суждено вернуться с войны. Смертью храбрых погиб А. Макарьевский, воевавший в истребительном батальоне. Анатолий Шубин был основным помощником Константина Буторова по выпуску «окон», многие работы, которые они создавали подписывались одной фамилией «Шубут», по примеру Кукрыниксов. Анатолий Шубин имел отсрочку, но рвался в бой, добровольцем ушел на фронт и погиб. Остальные: Стронк, Осипова, Граф и сам Буторов составили костяк, организованного незадолго до войны карельского отделения Союза художников и в послевоенные годы определили лицо карельского изобразительного искусства. Константин Леонидович был принят в члены Союза Художников после Всесоюзной выставки Агитационного искусства в Москве 1944 года, на которой были представлены его плакаты.
Из имеющихся в коллекции Музея изобразительных искусств Республики Карелия три плаката датированы 1944 годом.
Запутался 1944год.
(Буторов К.Л. (1922—1997) Запутался. 1944. Бумага, тушь. Из собрания БУ Музей изобразительных искусств Республики Карелия.)
В центре этого листа изображена фигура рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Германии — Геббельса, во фраке и полосатых брюках, правой рукой он держится за голову. Длинный язык опутал левую руку, грудь, ноги. Конец языка прижат правой ногой к полу. Справа — трибуна с микрофоном и свастикой. Слева криво висящий портрет Гитлера с перевязанной щекой.
На обороте вверху справа — авторская подпись карандашом «Гитлеровская пропаганда окончательно запуталась в своем вранье». Из газет .
К 1944 году в войне наступил переломный момент, Советская армия активно разворачивала контрнаступление по всем фронтам, освобождала свои города, с боями подходила к границам оккупированной Европы.
Следующие два листа «По перешейку» 1944 г. и «Пингвино-фрицы» 1944г. повествуют о двух крупных наступательных операциях советских войск: Выборгско-Петрозаводской (10 июня — 9 августа 1944 года), и Петсамо-Киркенесской ( 7 октября—1 ноября 1944 года) во время Великой Отечественной войны.
По перешейку 1944 г
(Буторов К.Л. (1922—1997) По перешейку! 1944. Бумага, тушь. Из собрания БУ Музей изобразительных искусств Республики Карелия.)
На листе изображена карта Финляндии, на ней фигура лежащего мужчины в форме солдата, который, вытянув шею, языком тянется к точке на карте с надписью: «Ленинград». Справа — приклад винтовки, прижимающий шею к карте.
На обороте — надпись чернилами «Войска Ленинградского фронта вчера, 10 июня перешли в наступление на Карельском перешейке севернее города Ленинград».
Выборгско-Петрозаводская операция (10 июня — 9 августа 1944 года) — наступление советских войск в Карелии в 1944 году с целью ликвидации угрозы Ленинграду, идущим из Мурманска в центральные районы СССР коммуникациям, а также выведение Финляндии из войны.
Для автора эта операция значила многое, в ходе неё был отбит у врага родной Петрозаводск, освобождены многочисленные узники концлагерей. Буторов, как корреспондент был командирован в 32 армию для документальных зарисовок и разрушений и зверств фашистских захватчиков. Здесь в разрушенном Петрозаводске он создаст целый цикл работ, которые сегодня составляют особый раздел коллекции музея. Вскоре КарелфинТАГ вернулся в столицу, выпуск «Окон» продолжался до конца войны.
Пингвино-фрицы. 1944 год
(Буторов К.Л. (1922—1997) Пингвино-фрицы. 1944. Бумага, тушь. Из собрания БУ Музей изобразительных искусств Республики Карелия.)
(Новое семейство пернато-ощипанных, появившихся в Баренцевом море после Петсамской операции)
На фоне морского пейзажа изображена льдина с тремя пингвинами с человеческими головами, на крыльях которых фашистские знаки. Средняя птица приближена к переднему плану, справа от нее автомат, на воде плавает немецкая каска. Вдали еще льдина с тремя пингвинами. На горизонте слева видна часть берега с водруженным флагом с советской символикой и надпись: «Петсамо».
На обороте в правой верхней четверти — авторская надпись карандашом «Нашими войсками освобожден город и порт на Баренцевом море Петсамо». «Из газет» .
Успехи советских войск в Выборгско-Петрозаводской операции вынудило Финляндию выйти из войны. К осени 1944 года войска Карельского фронта в основном вышли на довоенную границу с Финляндией, за исключением Крайнего Севера. Германия стремилась удержать за собой этот район Заполярья, имеющий незамерзающие морские порты, в которых базировались силы германского флота. В Петсамо-Киркенесской операции войсками Карельского фронта были освобождены города Луостари и Петсамо (Печенга), что позволило развить наступление на Киркенес в Северной Норвегии. Итогом наступления Советской Армии в 1944 году явилось полное освобождение территории СССР от фашистских захватчиков и перенесение войны на территорию врага.
В мае 1944 года коллектив КарелфинТага вместе со всей страной готовился отметить День солидарности трудящихся в обстановке исторических побед, честным самоотверженным трудом внося посильный вклад в дело Великой Победы. Из стенной газеты «Журналист» №6 за 1 мая 1944 года мы узнаем, что по итогам Всесоюзного соревнования ТАСС КарелфинТАГ занял второе место, в числе передовых сотрудников агентства отмечается и художник Константин Буторов, главный выпускающий «Окон».
Третий раз, в условиях Великой Отечественной войны, встречает наша Родина Первомай. Радостные вести о победах Красной Армии, как набат разносятся по обширной советской земле, поднимая в народе новые творческие силы, удесятеряя стремление сделать все для скорейшего разгрома врага. Никогда еще советский человек не работал так радостно, так вдохновенно, как сейчас, ибо каждая его победа на трудовом фронте является частицей победы Красной Армии на боевых фронтах.
С большой радостью узнал наш небольшой коллектив агентства о присуждении ему во всесоюзном соревновании за январь – февраль второго места. С еще большим воодушевлением включились мы в предмайское социалистическое соревнование. И в этом соревновании, среди других союзных республик, ТАСС отмечает хорошую работу нашего агентства.
Материалы стенной газеты говорят нам о деятельности сотрудников агентства в различных сферах народного хозяйства. Отдельное внимание уделяется организации помощи фронтовикам в госпиталях, труду на заготовке дров для Кировской железной дороги, работе на коллективном огороде, участию в Государственном военном займе.
Первое мая этого года для меня явилось не только великим традиционным праздником, но и днем личного счастья. Правительство нашей родной Карело-Финской республики высоко оценило ту скромную долю труда, которую я внесла работая на заготовке дров для Кировской железной дороги. В Указе Президиума Верховного совета К-ФССР о награждении Почетными Грамотами особо отличившихся рабочих и служащих г. Беломорска за самоотверженную работу по заготовке дров для Кировской железной дороги, я прочла и свое имя. О таком почете я и мечтать не могла. Работать было не легко, но когда кругом тебя люди, преодолевая все трудности выполняли и перевыполняли свои задания, забывались все невзгоды и работа спорилась. Наш коллектив, куда вошли товарищи из редакции «Ленинское знамя» и республиканского Радиокомитета, работал весело, с песней. Отвечая на высокую награду, даю слово, что и впредь, где бы то ни было-на своей ли основной работе или на выполнении какого — либо задания — быть в авангарде, как и подобает члену Ленинско-Сталинского комсомола.
М. Корган.
Прошлогодний опыт коллективного огородничества дал хорошие результаты. Ряд сотрудников агентства, уделяя больше времени для работы на огороде, получили неплохой урожай, который значительно помог им в продуктах питания Мы сняли хороший урожай редиса, картофеля и других овощей. Это ставит перед нами задачу еще большего привлечения для работы на огороде работников агентства. В ближайшее время предстоят самые трудоемкие работы: подъем целены, унаваживание почвы и др… Нет сомнения, что все наши сотрудники примут самое активное участие в коллективном огороде…
Профорг
Нуортева Э.
«В фонд победы»
4-го мая состоялось общее собрание сотрудников КарелфинТага, на котором присутствовала 9 человек. Товарищ Пантюхин ознакомил участников собрания с Первомайским Приказом товарища Сталина и призвал их ответить на Приказ вождя дружной подпиской на 8-й Государственный военный заем. В прениях выступали Товарищи В.Кишко и О. Некрасова.
-Дадим взаймы государству, -заявили они, — не менее 120% месячной зарплаты. Это будет лучшим ответом на Первомайский приказ , товарища Сталина, нашим вкладом в фонд победыгероической Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками!
Началась подписка на заем. 9 сотрудников Карелфинтага подписались на 10350 рублей, что составляет 138% месячного фонда их зарплаты. Художник Буторов подписался на 200% месячной зарплаты.
В. Клишко
Невозможно переоценить вовлеченность и вклад профсоюзного движения в социально – экономические и политические процессы, протекавшие в нашей стране за прошедшее столетие. Новое время, ставит новые цели, и для их достижения необходимо учитывать и использовать опыт и примеры прошлого.
Фото обложки: Буторов К.Л. (1922—1997) Эскиз витрины Окон КарелфинТага. Из собрания БУ Музей изобразительных искусств Республики Карелия