С 90-х по 2000: время протестных акций
Объединение профсоюзов в течение года помогло более 760 членам профсоюзов решить проблемы зарплаты, занятости, охраны труда, жилищно-бытовые вопросы (1/3 часть всех вопросов — задержка заработной платы).
Объединением, рескомами подготовлено 36 исковых заявлений в суды различной инстанции по вопросам трудового права, с участием профсоюзов рассмотрено 17 дел в судах общей юрисдикции.
В нескольких судебных инстанциях более года реском профсоюза работников автомобильного транспорта защищал права работников троллейбусного управления, В конце 1997 г. Верховный суд РФ согласился с доводами профсоюза и принял решение в пользу трудящихся.
Профсоюзы участвовали в работе примирительных комиссий, в трудовых арбитражах в рабочих коллективах (16 дел) 12 предприятий (управление ББК, автоколонна 1126, Ондагэсстрой и др.). С помощью профсоюзов республики работники отстояли свои права в трудовом арбитраже. Добиться принятия правительством предложений, направленных на снижение жизненного уровня населения не удалось.
27 марта прошла акция протеста. К концу 1997 г., в основном, погашены долги по зарплате работников бюджетной сферы. Увеличилось также количество забастовок. В I полугодии 1996 г. забастовки прошли на 23 предприятиях, бастовало 2335 человек, в I полугодии 1997 г. — на 143 предприятиях — 6839 человек.
9 апреля 1998 года профсоюзы Карелии приняли участие во Всероссийской акции протеста профсоюзов «За своевременную и полную выплату заработной платы». В акции приняло участие около 40 тыс. человек. В г. Петрозаводске прошел митинг и шествие трудящихся, в котором приняло участие около 5 тыс. человек. В этот день на несколько часов была остановлена работа предприятий АО «ОТЗ», АО «Петрозаводскмаш», АО «Сегежабумпром», Петрозаводской ПЛМК. Накануне акции завершили голодовку 56 рабочих и служащих МП ЖКХ пос. Вилга Прионежского района. В Республике Карелия продолжается практика получения зарплаты через судебные органы и КТО. Эту форму используют более 30 % предприятий.
Участники акции потребовали: от правительства РК и работодателей выплаты пенсий, пособий, заработной платы до 1 июля
1998 г.
В начале 1998 г. был принят федеральный закон об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, а точнее об установлении новой повышенной тарифной ставки первого разряда ETC по оплате труда работников бюджетной сферы -110 рублей в месяц с 1 апреля 1999 г. Однако карельское правительство отреагировало на закон по-своему (и то после того, как президиум Объединения профсоюзов РК предложил председателю правительства обеспечить повышение тарифных ставок в соответствии с принятым законом и соответствующим постановлением российского правительства) — председатель правительства С. Л. Катанандов принял постановление о введении тарифных коэффициентов и тарифных ставок не с 1 апреля, а с 1 июня. Председатель Объединения профсоюзов РК был вынужден дважды обращаться в прокуратуру РК с официальными запросами на предмет соответствия данного постановления закону РФ.
Аналогичные обращения в органы законодательной и исполнительной власти РК неоднократно делали профсоюзные организации бюджетных отраслей, в том числе учителя, медики.
20 марта 2000 г. состоялось заседание республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при правительстве РК, где было отмечено, что соглашение за 1999—2000 гг. в основном выполнено. По итогам наполнения республиканского бюджета за 2000 г. защищенные статьи бюджета профинансированы на 95,5 % к годовым. В течение 2000 г. обеспечивалась своевременная выплата пенсий. Уровень официально зарегистрированной безработицы снизился с 3,4 % до 2,4 %. Ликвидирована задолженность по выплате пособий по безработице. Создано дополнительно 5,2 тыс. рабочих мест против 3,1 тыс. планируемых.
В 2000 г. число забастовок сократилось в связи с уменьшением задолженности по заработной плате. Задолженность была ликвидирована во всех организациях бюджетной сферы.
Как показывают итоги проверок юристами объединения и рескомов профсоюзов предприятий и организаций в 2000 г… постоянно нарушаются трудовые права трудящихся. Так, проверено 27 предприятий. По результатам проверки 16 человек восстановлено на работе с участием юристов; 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, 1 уволен; направлены 34 материала в комиссию по трудовым спорам.
Предпринимаемые меры дали свои результаты. С. Л. Катанандов 4 февраля подписал постановление, в соответствие с которым долг работникам бюджетной сферы будет погашаться, то есть «зажатые» в апреле-мае деньги будут выплачены. На это будет затрачено 30 млн рублей ссуды из федерального бюджета. С середины февраля, по заверениям Минфина, эти средства уже поступили в города и районы РК. Правительством и Минфином РК была проведена большая работа по изысканию средств91.
В республике действует система регулирования социально-трудовых отношений. Принят Закон РК «О социальном партнерстве в Республике Карелия». На 1 января 2001 г. на отраслевом территориальном уровне в Республике Карелия действует 38 соглашений, заключено 530 коллективных договоров, или на 52,2 % предприятий, на которых функционируют профсоюзные организации. Количество членов профсоюзов на предприятиях, на которых заключены колдоговоры, составляет 67 % от числа работающих (было 85,6 %). Наибольший охват колдоговорами в рескомах профсоюзов жилищно-коммунального и бытового обслуживания (78,9 %), лесных отраслей, работников автомобильного транспорта (92,4 %), строительства и промстройматериалов (88 %).
20 декабря 2000 г. в г. Петрозаводске состоялась XXI республиканская межсоюзная отчетно-выборная конференция профсоюзов Карелии. Из 142 делегатов присутствовало 129.
В работе конференции принял участие Стрела Г. И., секретарь ФНПР, Пивненко В. Н., депутат Государственной думы ЗС РФ, Черненко Н. П., министр социальной защиты РК, Дубровский В. К., заместитель министра труда и занятости РК, Мрыхин М. И., Мосунов А. М. — депутаты ЗС РК. Салапонов Г. И., председатель Объединения профсоюзов РК начал читать доклад, после чего он плохо почувствовал себя. Был объявлен перерыв на 10 минут. Врачи оказали медицинскую помощь, и Салапонова Г. И. увезли в больницу. С докладом выступил Гришунин Г. В., заместитель председателя Объединения профсоюзов в РК. В частности, в докладе было отмечено следующее.
Позади пять лет работы. К началу 1995 г. обострилась до предела социально-экономическая обстановка в РК. Это было вызвано неэффективным управлением собственностью, остановкой и затем банкротством крупных промышленных предприятий, неплатежами, повсеместным отсутствием оборотных средств на счетах предприятий и организаций, резким скачком цен на энергоносители и топливо. Все это привело к резкому падению уровня жизни трудящихся, росту (на 32 %) уровня безработицы в Карелии, массовым многомесячным невыплатам заработной платы работникам
Объединение профсоюзов заключает соглашение с главой самоуправления г. Петрозаводска. В 1998 г. трехсторонняя комиссия трижды рассматривала ситуацию в РК с неплатежами по заработной плате, пособиям, пенсиям. В результате впервые были разработаны графики погашения задолженности по заработной плате, детским пособиям за 1996 — 1997 гг. и до конца 1998 г. В результате предпринятых мер к концу 1998 г. удалось сократить задолженность по заработной плате. Во многом благодаря соглашению удалось погасить задолженность по выплате пособий по безработице за 1999 г. и I полугодие 2000 г., создать 7,7 тысячи дополнительных рабочих мест, снизить уровень зарегистрированной безработицы с начала года с 4,8 до 1,8 %. Особая роль в переговорных процессах представляют работодателей и профсоюзов принадлежит коллективному договору. В текущем году 693 предприятия и организации заключили договоры, что составляет 48,5 % от общего количества предприятий, где имеются профсоюзные организации. Это на 10 % больше, чем было колдоговоров в 1999 г., однако меньше, чем в целом по РФ (58 %), и меньше задания, установленного советом Объединения 26 апреля текущего года (не менее 60 %).
В 1995 г. начинается период активной борьбы за свои права с организацией коллективных акций. Был создан и действует республиканский координационный комитет коллективных действий. В отраслевых комитетах профсоюзов, на крупных промышленных предприятиях, а затем и в районах, были созданы аналогичные забастовочные комитеты.
Первыми эту работу начал проводить с начала 1990-х гг. профсоюз работников народного образования и науки, с октября 1994 г. по октябрь 1998 г. по РК прокатилась волна забастовок работников бюджетной сферы, их поддержали профсоюзы других отраслей и предприятий. Подготовлено и проведено 9 общероссийских акций протеста профсоюзов. Проводилось пикетирование здания правительства, ЗС РК в 1995—1998 гг.
Не избежали и не санкционированных законом мер. таких как перекрытие автомобильной дороги в районе г. Олонца. Медвежьегорска, Питкяранты, взятие в заложники руководителей предприятий и официальных представителей органов исполнительной власти. Трудящиеся поняли, что за свои права надо бороться, именно под давлением Объединения профсоюзов РК и забастовочных комитетов была создана в 1996 г. правительственная комиссия по ликвидации задолженности по зарплате, стали появляться графики погашения долгов бюджетникам.
Организационная и пропагандистская работа профорганов на местах совместно с забастовочными комитетами позволила к 1998 г. решить одну из главных задач, которую ставили перед собой профсоюзы всегда, — обратить внимание общества на грубейшие нарушения прав и свобод человека в стране и показать всем неспособность политического руководства страны и лично президента РФ кардинально изменить ситуацию в сфере материального общественного производства. И это. по большому счету, удалось. Не случайно за четыре года работы федерального правительств произошло четыре смены его состава, в конечном итоге в 1999 г. и президент РФ Б. Н. Ельцин ушел в отставку.
Что конкретно сумели добиться профсоюзы за эти годы?
Первое — к июню 1999 г. в РК полностью была ликвидирована задолженность различных уровней бюджетников по зарплате работников социально-бюджетной сферы.
Второе — был наложен жесткий контроль со стороны правительства за выполнение тех статей соглашения, которые определили жизненный уровень трудящихся. Были получены письменные гарантии правительства РК о том, что в ближайшие годы оно не допустит приватизации объектов социально-культурного назначения.
Третье — в ходе совместной работы за годы противостояния профсоюзы добились права контроля за получаемыми в РК трансфертами, бюджетными ссудами и их распределением.
Четвертое — используя право законодательной инициативы, Объединение профсоюзов РК через Законодательное собрание и его профильные комитеты смогли осуществлять некоторое влияние на формирование и использование бюджета. В работе партнеров трехстороннего соглашения стало больше открытости.
Пятое — пять лет напряженной работы республиканских профсоюзных организаций и профкомов на местах сформировали большую группу хорошо подготовленных, энергичных и активных профсоюзных активистов (особенно в городском и районном звене), которые учились на практике, а затем долгие годы умело возглавляли профкомы и райкомы профсоюзов. Среди них: С. Комиссарова (Питкяранта), Г. Мажнова (Медвежьегорск), Т. Глазнева (Сегежа), Н. Селезнев (профком НАЗа) и многие другие.
Шестое — время показало, что такая тактика и такие действия профсоюзов тогда были необходимы и оправданы. Они, безусловно, помогли людям выжить, сплотить и укрепить профсоюзное движение в РК.
В новых экономических условиях, когда в развитии внебюджетного сектора экономики наметились положительные тенденции и в рострудинспекцию, 6 материалов в прокуратуру; в суд — 16 (1999 г. — 14); в высший арбитражный суд — 2, из них удовлетворены — 2; количество трудовых споров — 45, в т. ч. коллективных -11, индивидуальных — 34. из них
По республике прокатилась волна акций протеста и забастовок, направленных на защиту трудовых прав трудящихся, за достойную заработную плату.
Президиум рескома профсоюза работников народного образования и науки подвел итоги акции 27 февраля. Часовая предупредительная забастовка прошла в 137 общеобразовательных учреждениях, в ней приняло участие 5647 человек. Более 20 тысяч человек поставили свои подписи под обращением в адрес исполнительной и законодательной власти РФ, в них 3 основных требования: сохранить государственную систему образования; обеспечить достойную зарплату, обеспечить социальные гарантии работникам отрасли. Акцию протеста учителей поддержали трудовые коллективы АО «Костомукшский окатыш», «НАЗ», «Петрозаводскмаш», предприятия лесной отрасли и др.
Пример настойчивости и последовательности в отстаивании интересов людей труда показал профком АО «Судостроительный завод «Авангард». В течение нескольких месяцев при поддержке Объединения организаций профсоюзов в РК и с опорой на трудовой коллектив он вел тяжбу с администрацией, понуждая ее выплатить долги по заработной плате. 26 марта коллектив принял решение о проведении забастовки. Генеральный директор В. Петровский после этого был вынужден письменно заверить судостроителей что: до 6 апреля каждый рабочий получит до 1 тыс. рублей за каждый долговой месяц; до 30 апреля будет произведена выплата оставшегося долга по зарплате за январь—март.
Однако на 6 апреля обязательство не было выполнено. 9 апреля экстренно собрался профком (председатель Н. Савченко), который принял решение объявить забастовку. 10 апреля завод встал. Во второй половине дня был издан приказ о создании согласительной комиссии и представлен график погашения долгов по зарплате до конца апреля. Профком принял решение о приостановке забастовки, добившись выполнения большей части своих требований.
12 апреля прошло собрание профсоюзного актива по итогам выполнения соглашения между главой самоуправления и профорганизациями Петрозаводска. С докладом выступил заместитель председателя ООП РК С. А. Золотов. Однако представители администрации Петрозаводска не явились на собрание актива. Ранее глава самоуправления А. Демин угрожал возможным разрывом отношений. Все же 19 апреля такая встреча состоялась. Собрание актива поручило ООП обратиться в суд с исковым заявлением к главе самоуправления Петрозаводска и определиться с датой проведения пикета сессии Петрозаводска.
Как показывает ход выполнения соглашения, каждый пятый пункт соглашения не выполняется, в том числе пункты о заработной плате и тарифах.
Администрация города приняла решения по изменению тарифов на услуги ЖКХ и на перевозку пассажиров, вопреки договоренности, без согласования с профсоюзами. С сентября т. г. по учреждениям образования долг по зарплате составляет 9 млн рублей. Долги по зарплате в системе ЖКХ составляют 3 месяца. Как не быть долгам, если городская администрация на зарплату направляет не более 43 % собственных доходов, тогда как эта доля должна составлять 60 %. Разумеется, многие пункты соглашения выполняются. Объединение профсоюзов, руководители членских организаций меняют тактику. От силовых методов ведения экономической борьбы за интересы трудящихся мы переходим к новым, более сложным формам работы — к социальному партнерству.
Особенность отчетного периода была еще и в том, что в эти годы шло массированное наступление на права и социальные завоевания трудящихся. Из управления профсоюзов был изъят фонд социального страхования. Потом начались попытки урезания процента отчислений в этот фонд, запреты на перечисление профсоюзных взносов. Профсоюзы по существу находились в информационной блокаде, шло их огульное шельмование и охаивание средствами массовой информации. Но профсоюзы выжили. Шел поиск новых подходов в принятии и реализации собственных решений по защите прав и интересов членов профсоюзов, налаживались взаимоотношения с органами власти и работодателями, координировалась деятельность членских организаций. Этот поиск шел тяжело, в условиях безденежья, необходимости сохранения численности работников аппарата Объединения, рескомов и профкомов, потерь грамотного профсоюзного актива. Шло накапливание по крупицам опыта работы, особенно новых видов и форм деятельности. И работа эта продолжается.
Профсоюзам приходилось выступать оппонентами проводимого курса реформ. По инициативе и под давлением профсоюзов приняты Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности», «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и др.
С участием профсоюзов в РК за короткий срок были созданы организационно-правовые и методические основы системы социального партнерства. При правительстве РК работает трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых соглашений. Если пять лет назад делались первые шаги по взаимодействию с правительством на основе соглашения, то в настоящее время, кроме этого соглашения, действуют.