Не хлебом единым
16 сентября 2018 года профессиональные союзы Карелии отмечают юбилей. Ровно 100 лет назад в Петрозаводске состоялось собрание представителей нескольких отраслевых профсоюзов, на котором был избран губернский Совет профсоюзов, т.е. состоялось объединение всех профсоюзных организаций Карелии.
Сегодня наши собеседники – ветераны профсоюзного движения республики, бывшие работники Карельского областного Совета профсоюзов: Галина Петровна Барская, председатель совета ветеранов Союза организаций профсоюзов в Республике Карелия, с 1984 года по 1994 год работавшая заведующей отделом культурно — воспитательной работы, затем управляющей делами, Алла Константиновна Иванова, с 1974 года по 1995год – инструктор отдела жилищно-бытовой работы и Галина Владимировна Качалова, с 1977 до 1989 года – директор Межсоюзного Дома самодеятельного творчества, заслуженный работник культуры Карелии.
Г.П.Барская: Коллеги, хотелось бы начать разговор с небольшой исторической справки. Первый профсоюз образовался на Александровском заводе (Онежский тракторный) в Петрозаводске еще в 1906 году. Затем образовались профсоюзы металлистов, строительных работников, работников лесного дела, железнодорожников, водников, учителей. К тому времени в профсоюзах состояло 5 тысяч человек. Но действовали они разрозненно. А вот объединение их произошло именно 16 сентября 1918 года, когда на собрании представителей профсоюзов был избран Олонецкий губернский совет профсоюзов.
Что же их объединяло? Оказывается, работников разных отраслей интересовали вопросы зарплаты, расценок, тарифов и – уже на том этапе – культурно-просветительная работа. С первых шагов Совет, наряду с решением производственных проблем, начал работу по созданию рабочих клубов, физкультурно — оздоровительную работу и организацию досуга детей. Началось создание материальной базы культуры. К 1930 году в республике работало уже 27 клубов, 403 красных уголка, 227 художественных самодеятельных кружков. Получили распространение художественные бригады, как наиболее гибкая форма реагирования на злободневные проблемы.
Что же изменилось за последующие 60 лет? К 1990 году на средства профсоюзов содержалось уже 134 клубных учреждения, 75 библиотек, 40 киноустановок, 36 подростковых клубов и около 600 оздоровительных пионерских лагерей всех типов. В клубах профсоюзов работало 3800 кружков и любительских объединений. Вся материальная база профсоюзов создавалась на профсоюзные средства, а люди всем этим пользовались абсолютно бесплатно. И содержанием работы учреждений культуры занимались именно профсоюзные комитеты предприятий.
Г.В.Качалова: Надо заметить, что в нашей стране существовали государственные и профсоюзные учреждения культуры. Если государственные дотировались государством, то профсоюзные учреждения культуры содержались на профсоюзные средства.
Г.П.Барская: Хотела бы подчеркнуть, что вся работа профсоюзов носила созидательный характер. Расширялась и укреплялась материальная база культуры и спорта. На профсоюзные средства были построены десятки объектов. Достаточно назвать Дом профсоюзов, санаторий «Марциальные воды», туркомплекс «Карелия», пионерский лагерь санаторного типа в с. Кончезеро, турбаза «Косалма», Дом бокса, стадион «Спартак». Профсоюзные средства направлялись на организацию различных фестивалей, смотров, конкурсов, на деятельность ДЮСШ, на организацию спортивных турниров, например, «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Старты надежд» и др.
Только в 1989 году на оздоровление трудящихся и их детей из бюджета социального страхования израсходовано 7 млн. рублей. Более 2 млн. рублей выделено на содержание пионерских лагерей, на санаторные путевки для детей и внешкольную работу с детьми.
Можно сказать, что система культурно-массовой работы профсоюзов выстраивалась годами. И она давала свои результаты. Сегодня мы можем оценить по достоинству объемы и качество работы профсоюзов в интересах трудящихся.
Г.В.Качалова: Тут будет уместно сказать, что деятельность профсоюзов в 70-е – 80-е годы неразрывно связана с личностью председателя Карельского областного Совета профсоюзов — Матвея Абрамовича Осипова. Обладая широким кругозором он особенно глубоко вникал в вопросы культурно – воспитательной работы, поскольку возглавлял комиссию ВЦСПС по культурно-массовой работе.
Г.П.Барская: Важно отметить, что мы в своей работе всегда опирались на общественность. По каждому направлению работы были созданы и эффективно работали общественные комиссии и советы. Например, республиканский Совет наставников молодежи, республиканская комиссия по руководству летним отдыхом пионеров и школьников и многие другие. Плодотворно работали внештатные инструкторы по вопросам наставничества – Фрадков И.С., по работе с детьми и подростками – Каштанова Л.Г., по проблемам среднего образования молодых рабочих – Тихонова К.П. Как правило, общественными помощниками были авторитетные, известные в Карелии люди.
Г.В.Качалова: Да, ведь только актив МДСТ насчитывал 80 человек. Это были внештатные консультанты – представители творческих союзов, преподаватели вузов и учебных заведений культуры. Помощь от них была колоссальная!
На фото: На строительстве Костомукшского ГОКа.1982г. Выставка самодеятельных художников г. Петрозаводск для финских рабочих
Г.П.Барская: Главное, что профсоюзы всегда строили свою работу в интересах человека труда и быстро подхватывали новые веяния времени. И одним из новых направлений работы стали садоводческие товарищества.
А.К.Иванова: Уточню, мы стали предметно заниматься садоводческими товариществами в начале восьмидесятых годов. Был создан совет по развитию СНТ, его возглавил министр мелиорации и водного хозяйства Олег Константинович Миролюбов. Меня тогда поражало, как он при своей занятости, по своей должности, так серьезно вникал в эту работу. Они с Николаем Ивановичем Загорским, зав отделом жилищно-бытовой работы даже несколько раз на вертолете облетали предполагаемые для передачи СНТ земли. И затем выходили в Совет министров республики с предложениями, какие земли передавать товариществам. Разрешалось, конечно, передавать в бессрочную аренду только леса третьей группы, в основном, неудобья. Но заметьте: почти все товарищества расположены на берегах водоемов. Мы старались сделать так, как лучше для людей.
В итоге, мы добились того, что нас, карелов, пригласили поучаствовать в ВДНХ. Мы туда привезли полномасштабный типовой щитовой садовый домик – производства ДСК, подготовили экспозицию, материалы. По результатам выставки М.А.Осипов был награжден золотой медалью ВДНХ, Н.И. Загорский – серебряной.
Таким образом, на 1 января 1980 года в республике было образовано 107 садоводческих товариществ, а к 1990 году их стало уже 346, объединивших 31800 садоводов. Профсоюзные комитеты совместно с администрациями предприятий решали вопросы строительства дорог и организации транспорта к товариществам. Много в этом плане делали «Петрозаводскмаш» и «ОТЗ». Эти предприятия строили ЛЭП, дороги, выделяли деньги на иные нужды. Тогда сами садоводы денег на эти цели почти не вносили.
Все это способствовало более эффективному использованию земельных участков, увеличению производства сельхозпродукции. Мы ведь теперь почти все садоводы…
Отдельный раздел тогдашней работы нашего отдела – жилье. Закон тогда требовал, чтобы в учете и распределении жилья обязательно участвовали профсоюзы (я входила, к слову, в состав городской жилищно-бытовой комиссии). Тогда председатели профкомов на предприятиях и в организациях входили в состав жилищно-бытовых комиссий в ранге заместителей председателя комиссии. Работа нашего отдела – чисто прозаическая, но очень важная была: жилье и быт были ведь острейшей проблемой.
Г.В.Качалова: В Совете профсоюзов к решению проблем вообще относились очень серьезно. Еще в конце тридцатых годов была поставлена задача – на каждом предприятии иметь не менее четырех самодеятельных коллективов: хоровой, театральный, хореографический, а также духовой оркестр. Развитию самодеятельности способствовали Всесоюзные фестивали, декады, праздники и смотры. В 1946 году в Москве состоялся Всесоюзный смотр самодеятельных музыкальных и хореографических коллективов. Карелия представила большую программу на сцене Большого театра, где выступали творческие коллективы объединенных профсоюзов. Тогда с самодеятельными коллективами работал Василий Иванович Кононов, основоположник национальной хореографии. Он создал более 70 танцев, в том числе знаменитый карельский народный танец «Ристу кондра». Интересно, что И.Моисеев, создатель ансамбля народного танца России позаимствовал этот танец для своего прославленного коллектива.
Последующие смотры 50-х – 60-х годов вызвали необходимость создания центра, который бы координировал деятельность профсоюзных самодеятельных коллективов. Так, в 1969 году был создан Межсоюзный Дом самодеятельного творчества. На базе МДСТ работали такие известные творческие коллективы, как Народная хоровая капелла профсоюзов под руководством Х.И.Фулиди, Заслуженного деятеля искусств Карелии, Народный театр профсоюзов, Народная киностудия, студии декоративно-прикладного искусства и самодеятельных художников под руководством Щербаковой Г.С. и Щербакова С.И.
На фото: Выставка самодеятельных художников в музее ИЗО Карелии
Специалисты МДСТ осуществляли творческое руководство и практическую помощь профсоюзным самодеятельным коллективам всей республики. На них была возложена работа по повышению квалификации клубных работников – семинары, курсы повышения квалификации, стажировки за пределами республики. В частности, когда декоративно-прикладное искусство стало популярным, были установлены творческие связи с Литвой, Латвией, Белоруссией. Мы первыми стали обучать мастеров по керамике, ткачеству, кружевоплетению, гобелену. Фактически, мы давали людям вторую профессию. Первые ярмарки мастеров декоративно-прикладного искусства появились именно у нас.
Наши специалисты помогали готовить коллективы самодеятельности к Всесоюзным фестивалям самодеятельного народного творчества. Это была совместная работа профсоюзов и Министерства культуры республики. Последний такой фестиваль состоялся в 1988 году. Помню, как мы готовились к Дням культуры Карелии, которые состоялись в Ленинграде. Тогда участвовали как профессиональные, так и лучшие самодеятельные коллективы профсоюзов. Участие в фестивалях – это не только интересная программа, но и большие затраты. В основном это были средства профсоюзов республики.
А.К.Иванова: Заметим, что и предприятия вкладывали средства в культуру. Обычно администрация предприятия имела специальную статью в бюджете и перечисляла профкому деньги на культурно-массовую работу.
Г.В.Качалова: Мы можем гордиться, что целый ряд самодеятельных профсоюзных коллективов вырос до уровня профессиональных. Например, оркестр народных инструментов «Онего» Дома культуры «ОТЗ», ныне профессиональный коллектив Карельской государственной филармонии, которым руководит со дня основания Миронов Г.И., Заслуженный деятель искусств РФ. Хорошо известны также ансамбль бального танца «Ритм» ДКиТ «Машиностроитель», академический хор студентов ПетрГУ и другие. Этими коллективами руководили и руководят сегодня не просто профессионалы – настоящие творцы, бесконечно преданные делу люди.
Г.П.Барская: Абсолютно согласна с вами. Такие люди руководят и самодеятельными коллективами ветеранов. 29 ноября 2015 года в зале Дома профсоюзов яблоку было негде упасть: проводился конкурс хоровых коллективов ветеранов – «Рябиновая осень». Это был праздник со слезами на глазах! Не смотря ни на что, люди поют и радуют нас своим творчеством. И это вселяет надежду.
Записал А.Ф.Реутов
На обложке материала: Республиканский смотр-конкурс любительских фильмов. 1987 г.