Зарплаты, индексация, МРОТ
Свой взгляд на эти проблемы представила в письме на имя и.о. Главы РК Андрея Нелидова председатель комиссии по вопросам социального развития Общественной палаты РК Анна Лопаткина
В письме говорится:
«Уважаемый Андрей Витальевич!
Обращаюсь к Вам с просьбой обратить внимание на ситуацию, складывающуюся в Республике Карелия по таким вопросам, как минимальная заработная плата, индексация заработной платы работникам бюджетной сферы и на противоречивую ситуацию, сложившуюся по вопросу состава МРОТ (включения или не включения в него компенсационных и стимулирующих выплат). Все эти вопросы очень тесно переплетены между собой, их реализация зачастую упирается в финансовые возможности республиканского бюджета.
В настоящий момент в Республике Карелия действует минимальная заработная плата, установленная Соглашением с 1 января 2009 года на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения, сложившегося по Карелии в IV кв. 2007 г. – 4867 рублей (кроме северной части) и 6056 рублей по северной части Республики Карелия. Данный размер не пересматривался до настоящего момента. И на сегодня действующий минимальный размер заработной платы уже отстает от прожиточного минимума по северу на 22,6%, по остальной территории республики на 35,4%.
В 2010 году решения о повышении МРОТ приняли многие регионы, зачастую значительно опережая нашу республику по размеру установленной минимальной заработной платы, несмотря на то, что жители данных регионов не проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Например, в декабре 2009 г. был подписан соответствующий документ по Ленинградской области, который кроме установления более высокого размера минимальной заработной платы предусматривает трижды в 2010 году произвести его индексацию. В апреле 2010 года в Санкт-Петербурге минимальная заработная плата с 1.01.2010 года установлена 6600 рублей и с 1.09.2010 г. в размере 6890 рублей. В мае 2010 года в Рязанской области подписано трёхстороннее соглашение о повышении минимальной заработной платы, в котором размер минимальной заработной платы установлен в размере 5800 рублей.
Назрела необходимость и решения вопроса о проведении индексации заработной платы в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ. В статье 130 ТК РФ определено, что это одна из основных государственных гарантий, в данном случае Правительства РК по отношению к работникам бюджетной сферы. Данная гарантия в настоящий момент не выполняется. Хотя правительственная сторона неоднократно заявляла о готовности рассмотреть данный вопрос по итогам выполнения бюджета за I полугодие.
Непростая ситуация складывается и с неурегулированным трудовым законодательством вопросом о том, могут или не могут входить в состав МРОТ дополнительные выплаты. Спорный вопрос возник в связи с изменениями, внесенными в статьи 129 и 133 ТК Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации». В течение трех лет в разных регионах проходили суды по данному вопросу, решения которых признавали то позицию работодателей, то работников. 10 марта 2010 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации своим Постановлением разъяснил, что компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не могут включаться в минимальный размер оплаты труда. Но уже 16 июня 2010 года, данная позиция Президиума Верховного Суда РФ была отозвана. Понятно, что это произошло под давлением как представителей ряда региональных властей, так и работодателей. Аргументы высказывались разные: от ссылок на недостаток средств в бюджетах до обвинений в попытках подорвать социальную стабильность. Таким образом, экономия происходит на зарплатах наименее оплачиваемых работников. Необходимо отметить, что независимо от того, как будет в дальнейшем решаться данный вопрос на федеральном уровне, у субъектов есть право самим принимать решения о размере и составе МРОТ, устанавливаемом в своем регионе. Например, в Санкт-Петербурге стороны, заключая аналогичное Соглашение, договорились, что с 1 января 2010 года в размер минимальной заработной платы не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. На сегодняшний день это лучшее в России соглашение о минимальной заработной плате.
У нас в республике сложилась ситуация, когда работодатели могут устанавливать заработную плату на минимальном уровне, включая в нее различные компенсационные и стимулирующие выплаты. Зачастую заработные платы работников, работающих во вредных и особых климатических условиях, и работников, работающих в нормальных условиях, равны. Тем самым нарушается основное право работников на заработную плату в соответствии со своей квалификацией и сложностью труда.
Решая вопрос уровня минимальной заработной платы, было бы правильно исходить из параметров определенных Европейской социальной хартией. В соответствии с рекомендациями Еврокомиссии по социальным вопросам соотношение между минимальной и средней заработной платой (индекс Кайтца) должно составлять не менее 60%. Учитывая анализ, проводимый ежегодно Евростатом по странам ЕС, такое соотношение колеблется от 35% до 75%.
При таком подходе и соотношении минимальной и средней заработной платы хотя бы в размере 35% для установления уровня минимальной заработной платы в Республике Карелия нужно оперировать следующими величинами: 7914 руб. (г. Петрозаводск), 9266 руб. (г. Костомукша).
Все три обозначенных вопроса необходимо рассматривать в комплексе. Если проанализировать ситуацию в бюджетных учреждениях республики, становится ясно, что после введения с 1.01.2009 г. новых систем оплаты труда выделенные на это средства в объеме 9% к фонду оплаты труда фактически смогли обеспечить повышение заработной платы в основном малоквалифицированному персоналу (в связи с реализацией государственной гарантии, предусмотренной ст. 133.1 ТК РФ и заключенным в соответствии с данной статьей с 1.01.2009 г. Соглашением о минимальной заработной плате в Республике Карелия). При этом уровень заработной платы данных работников остается зачастую ниже прожиточного минимума трудоспособного населения по Республике Карелия. Исказился из-за недостаточности финансовых средств и принцип введения новых систем оплаты труда. В отличие от работников федеральных учреждений ожидаемого работниками бюджетной сферы республики повышения заработной платы на 30% не произошло. А это в свою очередь, не позволило в полной мере установить доплаты стимулирующего характера, а в ряде учреждений на их установление вообще не оказалось средств. Таким образом, повышать размер минимальной заработной платы для работников бюджетной сферы без соответствующей индексации заработной платы (или повышения фондов оплаты труда) всех категорий работников бюджетных отраслей бессмысленно, так как стирается граница в уровне заработных плат у санитарок, медсестер и врачей, нянечек и воспитателей и т.д.
В сложившейся ситуации в проигрыше остаются и работники реального сектора экономики, так как для них не происходит роста минимальной заработной платы, республиканским соглашением уровень МРОТ устанавливается сразу для всех работников, работающих на территории Республики Карелия (за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета). В ряде регионов данный вопрос решают по-другому, устанавливая разные размеры минимальной заработной платы для работников бюджетного и внебюджетного секторов.
С уважением,
председатель комиссии
по вопросам социального развития
Общественной палаты Республики Карелия
А.В.Лопаткина»