Госдума России одобрила в первом чтении законопроект, направленный на повышение ответственности работодателей за нарушение законодательства в части оплаты труда
Опубликовано на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 23.03.2016.
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда) разработан Минтрудом России во исполнение поручений Президента Российской Федерации о подготовке предложений по повышению ответственности работодателей за нарушение законодательства об оплате труда.
С целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей в части оплаты труда законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
Как сообщила на заседании Государственной Думы заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова, законопроектом предлагается выделить в отдельный состав административных правонарушений частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
По сравнению с действующими размерами в случае первичного нарушения увеличен штраф за невыплату зарплаты только для должностных лиц. Он составит от 10 до 20 тыс. рублей (в настоящее время – от 1 до 5 тыс. рублей).
При повторном нарушении штраф на должностных лиц увеличивается с 10-20 тыс. рублей до 20-30 тыс. рублей (кроме того, сохраняется альтернативная санкция в виде дисквалификации на срок от 1 до 3 лет).
Для предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц при повторном нарушении увеличивается только верхняя граница штрафов, нижняя граница не меняется.
Для ПБОЮЛ штраф составляет сейчас 10-20 тыс. рублей, предлагается – 10-30 тыс. рублей.
Для юридических лиц штраф установлен в размере 50-70 тыс. рублей, предлагается – 50-100 тыс. рублей.
Законопроект содержит также поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на предупреждение несвоевременной выплаты заработной платы:
- конкретизация даты выплаты заработной платы – не позднее 10 дней со дня окончания периода, за который она начислена (статья 136 ТК РФ, сейчас – не реже чем каждые полмесяца);
- предусматривается введение прогрессивной шкалы размера денежной компенсации за каждый день просрочки зарплаты. При невыплате свыше шести месяцев размер компенсации возрастает с 1/300 до 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ России (ст. 236 ТК РФ, сейчас – 1/300 ставки рефинансирования независимо от срока задержки);
- проведение проверок по фактам нарушения сроков выплаты заработной платы незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры (статья 360 ТК РФ);
- увеличение срока исковой давности по обращению в суд за защитой нарушенного права по оплате труда до одного года вместо действующих трех месяцев (статья 392 ТК РФ);
- право подачи иска по трудовым спорам по месту жительства работника (статья 29 ГПК РФ).
Сторона комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддержала концепцию проекта федерального закона, а сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения работодателей, не поддерживает законопроект в целом.
Справочно:
По данным Росстата, на 1 марта 2016 года, по сведениям организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 3,3 млрд рублей. Задолженность по заработной плате на 1 марта 2016 года имелась перед 72 тыс. человек