Что такое профсоюз
ЧТО ТАКОЕ ПРОФСОЮЗ?
В соответствии со ст.2 закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.
Ежедневно миллионы людей создавая благополучие государства, не могут во многих вопросах надеяться на помощь и защиту органов государственной власти так как, оставаясь с ними один на один, человек часто является не защищенным и легко уязвимым в вопросах: труда, занятости, заработной платы, социального и пенсионного обеспечения и т.д.
Одним из основных и главных мотивов, объединяющих людей, была и остается общность дела, профессии.
Столетний опыт работы российских профсоюзов показывает, что путь их не простой, иногда экстремальный, многое зависит от сплоченности, единства действий, массовости профсоюзных рядов, их авторитета в среде работников и в обществе.
Для вступившего в профсоюз это: возможность решения проблемы; участие в управлении предприятием (через коллективный договор); возможность защиты прав и интересов; ведение переговоров; регулирование трудовых отношений; охрана труда; представление интересов в инстанциях; организация досуга и отдыха; через образовательные учреждения профсоюзов повышать квалификацию и получать образование; получать общественно значимую информацию; финансовая помощь; возможность самореализации и многое другое.
ПРОФСОЮЗ – ЭТО ОРГАНИЗАЦИЯ, КОТОРАЯ ПРИЗВАНА СОГЛАСОВЫВАТЬ АМБИЦИИ СОБСТВЕННИКА С ДОСТОИНСТВОМ НАЕМНОГО РАБОТНИКА.
Работодатель любой ценой добивающийся максимальной прибыли, любыми средствами выжимающий из рабочих все, что они способны дать прямо сейчас – это «дикий» хозяин.
Работодатель, осознающий, что его успех немыслим без достойной жизни тех, кто своими руками и головами этот успех обеспечивает – это цивилизованный хозяин.
Рабочий, все помыслы которого сводятся к желанию получить от хозяина максимум возможного сразу, не считаясь с прибылью и перспективами предприятия, это «дикий» рабочий.
Рабочий, понимающий, что его процветание немыслимо без процветания владельца предприятия и наоборот – это современный, цивилизованный рабочий.
ПРОФСОЮЗ – ВАЖНЕЙШАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ ДЛЯ РАБОТНИКОВ НАЕМНОГО ТРУДА.
Деятельность профсоюза разнообразна на столько, насколько разнообразны социально-экономические интересы работников, которые необходимо защищать на предприятии. Здесь и зарплата, и условия труда, и социальное страхование, и многое другое. Но есть одна задача, решение которой для профсоюза всегда первостепенно, потому что позволяет, сведя многие усилия воедино, добиваться сразу если не всего, то очень многого и заложить фундамент для всей будущей деятельности профсоюзов. Речь идет о коллективном договоре.
Коллективный договор – сердцевина профсоюзной деятельности, ее основная суть и главный смысл. Коллективным договором проверяется истинная сила профсоюза. Речь идет о договорах, обеспечивающих для рабочих ту совокупность гарантий, которая действительно гарантирует им достойную жизнь. Задача профсоюза состоит в том, чтобы определить оптимальные обязательства для администрации. То есть, которые дают рабочим что-то достаточно весомое и дирекция сможет их выполнить, а профсоюз сможет добиться их реализации.
Успешное заключение и последующее выполнение коллективного договора, как администрацией, так и рабочими, под контролем профсоюза знаменуют собой достижение такого уровня трудовых отношений, который является стартом для следующего, возможно высшего этапа профсоюзной деятельности.
Профсоюзы являются одним из важных социальных амортизаторов. Сегодня, в обстановке нарастающего ущемления прав трудящихся со стороны работодателей и государства, для защиты социально-трудовых прав и интересов работников нужны сильные, сплоченные, массовые профсоюзы.
МОТИВАЦИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ЧЛЕНСТВА —
ГЛАВНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС.
Формирование мотивации профсоюзного членства не самоцель, т.к. недостаточно просто мотивировать профсоюзное членство необходимо сделать так, чтобы организация отвечала ожиданиям новых членов профсоюза. Значит, необходимо изменить сам подход к мотивации профсоюзного членства.
Содержательный аспект мотивационной деятельности включает в себя следующие темы:
-причины падения численности профсоюзных организаций;
-факторы результативности мотивации профсоюзного членства;
-приоритеты профсоюзной работы в рыночных условиях;
-услуги профсоюзов. Формула 3-ти «з»; «Зарплата, Занятость,Законность
-привлечение в профсоюз молодежи;
-роль профсоюзных лидеров и профактива в вопросах мотивации профсоюзного членства и создании новых профсоюзных организаций;
-информационная составляющая мотивационной деятельности;
-психологические аспекты мотивации профсоюзного членства.
Основные причины падения численности профсоюзных организаций:
-изменение форм собственности, преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные и частные; ухудшение экономической ситуации на многих предприятиях, в организациях; усиливающаяся интенсификация труда.
-глобализация экономики в качестве фактора, позволяющего использовать опыт транснациональных компаний по уничтожению профсоюзных организаций.
-потери профсоюзов:
— профсоюзы перестали выполнять государственную собственность (распределение путевок, организация досуга; отдых детей)
— снизился авторитет в обществе (слабый политический вес, негативная позиция СМИ, социальная апатия трудящихся, гражданская незрелость молодежи, недоверие людей).
Недостаточная компетентность профкадров:
— неготовность к реалиям рыночной экономики;
— отсутствие необходимых знаний и умений;
— болезненное отношение к критике, восприятие молодых профактивистов как конкурентов;
— отсутствие команды («Я все сам»);
— неумение убеждать и влиять на людей и обстоятельства.
Среди перечисленных факторов есть те, которые носят объективный характер. В этом случае от усилий профсоюзов ничего не зависит.
Вместе с тем, есть направления в работе на которые профсоюзным работникам следует обратить особое внимание: слабая позиция профсоюзных лидеров по отстаиванию выдвигаемых требований на всех уровнях, отсутствие профсоюзной идеологии, безразличие работников, недостаточная информационно-пропагандистская работа, слабо подкрепленная современными методами маркетинговой и рекламной деятельности; в определенной степени некомпетентность профлидеров и актива в области привлечения новых членов, мотивации вступления в профсоюз, особенно молодежи; отсутствие системного подхода к использованию всех имеющихся в настоящее время ресурсов.
От чего же зависит сегодня мотивация профсоюзного членства?
— от информированности коллектива;
— от реальных дел по укреплению социального партнерства;
— от реальной защиты профсоюзной организацией работников;
— от привлечения работников к активному участию в профсоюзной работе (возможность самореализации);
— от опоры на молодежь;
— от качества подготовки и проведения мероприятий;
— от деловитости профсоюзного лидера;
— от создания постоянной и эффективной системы обучения, как профсоюзного актива, так и рядовых членов профсоюза.
На сегодняшний день есть проблема — отсутствие профсоюзной коллективной идеологии. За годы перестройки профсоюзы практически ушли от одной из основных своих функций — воспитательной. В результате – среди работников утеряно само понятие, что они наемные и работодатель в любой момент может ущемить их права. Что результативно защищать свои интересы они смогут только через систему профсоюзов.
Приоритеты профсоюзной работы в рыночных отношениях.
Условно деятельность организаций профсоюзов можно разбить на три блока:
Традиционный — включает социальную поддержку членов профсоюзов, материальную помощь, детское лето, путевки и т.д.
Основной в рыночных условиях — зарплата, занятость, условия и охрана труда, предоставление юридической защиты и т.д.
Организационно-финансовый — структура, организационные принципы работы, членская база, финансовые источники в т.ч. имущество (определяет дееспособность профсоюзов как организации).
Многими, по инерции, традиционный блок рассматривается как основной мотивационный. Однако, объективно, с течением времени возможности профсоюзов влиять на проблемы социальной защиты уменьшаются. В перспективе – дальнейшее сокращение этих возможностей, т.к. политика государства: социальная помощь для слабых и возможность заработать для сильных. В этом принципе есть логика, особенно если он будет реализован не на словах, а на деле путем реального роста оплаты труда и внедрения эффективных адресных методов социальной защиты.
Профсоюз не может быть хуже или лучше, он такой, какие мы с вами. Все вышеизложенное указывает на необходимость направления значительных усилий в сфере идеологии профсоюзного движения. Необходимо преодолеть собственную инертность в оценке приоритетных направлений, нежелание менять устоявшийся стиль работы. Если профсоюзные организации не будут выполнять свои функции, в соответствии с определенными приоритетами, придут другие люди или организационные построения. Это, весьма вероятно, приведет к потере наработанного профсоюзами потенциала, утрате организационного единства и принципов солидарности.
— защита прав и интересов работников (юридическая консультация);
— ведение переговоров, заключение коллективного договора и контроль его реализации;
— регулирование трудовых отношений;
— охрана труда (контроль);
— представление интересов трудящихся в различных инстанциях;
— организация досуга;
— обучение;
— возможность самореализации (здоровый карьеризм);
— реализация молодёжных программ;
— участие в управлении предприятием (через коллективный договор);
— и так далее.
Мотивировать молодого человека одновременно и проще, и сложнее нежели «человека в возрасте».
Проще, так как он:
— лишён стереотипов;
— мобилен, активен, энергичен и склонен к изменениям;
— подвержен влиянию, опирается на авторитет;
— в массе своей склонен к коллективным формам проведения досуга;
— высокая степень творческого восприятия жизни, необходимы новые впечатления.
Сложнее, так как он:
— склонен к хаотичному мышлению, осознанность им
собственных действий фрагментарна;
— непоследователен;
— подвержен отрицательному влиянию, снижено критическое восприятие;
— не обладает достаточным жизненным опытом;
— часто уходит в область виртуальных общений.
Поскольку молодёжь – это огромный стратегический ресурс любой организации, за неё сегодня необходимо бороться. Носители профсоюзных традиций не рождаются сами по себе. Начинать необходимо с семьи, затем – учебные заведения и только потом — производство. ФНПР признала первоочередность осуществления молодёжной политики во всех профсоюзных организациях
Члены профсоюза — приобретают опыт объединения для решения собственных задач. К сожалению, сегодня убедительная мотивация работы в профорганах крайне мала, но это не значит, что создавать резерв профсоюзных кадров не нужно. Напротив, в условиях дефицита грамотных профессионалов поиск и обучение потенциальных профсоюзных лидеров становится первостепенными задачами каждой профсоюзной организации.
Роль профлидеров и профактива в мотивации профсоюзного членства.
Из множества ролей, предписанных современному профсоюзному лидеру, роль мотиватора занимает особое место.
Когда речь идёт о сохранении профсоюзной организации, специалист по вовлечению трудящихся в профсоюз может и должен стать ключевой фигурой в управленческом вопросе. Для информации, в Великобритании обучение такого специалиста стоит около 28 тысяч фунтов стерлингов.
Вряд ли в российских условиях это возможно, но система профсоюзного обучения постепенно реагирует на спрос (даже если он пока не массового порядка) и адаптирует западные программы мотивационного менеджмента под отечественные реалии. Но откуда брать мотиваторов? Профсоюзный лидер — идеальный мотиватор. Однако, картина не столь радужная (по поводу этой формулы), когда дело доходит до конкретики.
Исследования, связанные с изучением готовности профсоюзных лидеров к мотивационной деятельности выявили определенные тенденции: около половины, участвующих признавая проблему снижения численности профчленства, как первостепенную, сами не готовы к мотивационной деятельности по причинам:
-отсутствие собственной веры в перспективу развития профсоюзного движения в целом;
-отсутствие необходимых теоретических знаний и практических навыков мотивационной работы.
Сегодня совершенно очевидно, что мотивация профсоюзного членства у работников во многом зависит от того, кто возглавляет профсоюзную организацию. Можно много спорить о роли личности в коллективе, но абсолютно ясно одно, что отрицательные качества лидера отталкивают людей, порождают неверие в профсоюз и побуждают к выходу из него. Поэтому каждый профсоюзный лидер (неважно какого уровня профсоюзной структуры) должен знать, что он на виду и его слова и поступки анализируются другими людьми, вызывая симпатию или антипатию.
Росту авторитета профсоюзного лидера, а соответственно, усилению мотивации профсоюзного членства, способствуют:
— убеждённость в необходимости своей работы (любые сомнения и неуверенность чутко улавливаются окружающими, и этот лидер уже не сможет повести за собой других);
-внимательность к обращениям людей (записывает, тщательно выясняет, обязательно отвечает);
-умение слушать (выслушивать);
-система в работе (планирование, регулярное проведение заседании, контроль выполнения плана работы и принятых решений и т.д.);
-умение контактировать с руководством (грамотно, уважительно, спокойно, без боязни);
-умение четко формулировать свои мысли, требования, умение выслушивать;
-доброжелательность, отзывчивость, искренность;
-оперативность в работе, но без торопливости (не откладывая на «потом»);
-обязательность (самодисциплина);
-умение привлекать к работе актив и опираться на него (а не подменять);
-хорошая память (на лица, фамилии, имена, отчества, на собственные общения);
-порядок в документах.
Невозможно отделить, или выделить по значимости какое – то одно направление деятельности профсоюзного комитета и его лидера. Только совместная работа по всем направлениям, постоянное совершенствование стиля и методов профсоюзной работы, от деловитости профлидера зависит настроение людей, их отношение к профсоюзам, их желание быть членом профсоюза, участвовать в профсоюзной работе.
Информационная работа, как одна из основных составляющих мотивации профсоюзного членства.
Без постоянной, своевременной, предельно объективной информированности людей трудно сохранить профчленство и привлечь новых членов профсоюза.
Информировать необходимо весь коллектив.
Надеяться на то, что люди прочитают всё необходимое в газетах и книгах не приходится, поскольку в свободной продаже нет профсоюзных газет, очень мало тематических изданий и отсутствие желания у работников тратить на них денежные средства.
Информационная работа должна быть системной.
Перед профлидерами стоит множество задач, связанных с полноценным информационным обеспечением трудовых коллективов. По сути, необходима единая система информирования с использованием не только традиционных форм, но и современных технологий, в том числе Интернет.
Информационная работа должна обеспечивать:
-знание прав члена профсоюза через изучение Устава профсоюза, Положения о первичной профсоюзной организации, Федеральных законов: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», отраслевые Соглашения, коллективный договор, ТК РФ.
-информация о работе всех профсоюзных структур (в том числе ФНПР, ЦК профсоюза, территориальной организации и профобъединения, профкома, цехкома и их комиссий), результатах их деятельности через систему школ профактива, профсоюзные кружки, разовые информационные листовки, стенды, «информационные уголки» и т.д. Стимулируя людей, очень важно соблюдать меру. Как недостаток, так и избыток стимулов негативно сказываются на мотивации человека.
Кроме того, необходимо удерживать в разумных рамках интенсивность внешнего воздействия. Например, нецелесообразно проявлять преувеличенно – избыточное внимание к потенциальному члену профсоюза. Не нужно каждый день спрашивать: «А когда ты вступишь в профсоюз?» Лучше однократно задать вопрос: «Тебе когда удобнее к нам присоединится — в марте или августе?» Если человеку предлагают выбор, он пытается выдать наиболее выигрышный, с его точки зрения, ответ и тем самым обеспечивает автоматическое согласие с предложенным ему действием.
Зная ведущие потребности человека, намного легче строить с ним адресный диалог и убеждать в преимуществах профсоюзного членства не в «общих чертах», а исходя из интересов конкретного работника.
Средствами удовлетворения этих потребностей в рамках профсоюзной работы могут быть:
— решение через коллективный договор вопросов заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, социальной поддержки работников и членов их семей, вопросов занятости, условий найма и увольнения работников;
— юридическое и организационное обеспечение защиты индивидуальных и коллективных трудовых прав членов профсоюза;
— информационная работа с целью пропаганды профсоюзных ценностей и идеологии;
— поддержка и развитие традиций профсоюзной организации (поздравление с вступлением в профсоюз,
организация спортивных и культурных мероприятий, празднование коллективом знаменательных дат и т.д.);
— предоставления материальной помощи остро нуждающимся членам профсоюза
— участие профсоюзного комитета в определении круга лиц на поощрение, торжественное награждение профсоюзных активистов, использование доски объявлений для обнародования благодарности профкома;
— вовлечение в профсоюзный актив, моральная, по возможности материальная поддержка людей, которые смогут реализовать свои знания и творческий потенциал в ходе выполнения порученной им работы.
Среди существующих 5 типов мотивации профсоюзного членства потребительский тип занимает одно из лидирующих мест. Однако, в последнее время появилась тенденция снижения доли потребительского мотива за счёт роста страховочного и солидаристского мотивов вступления в профсоюз или членство в нём.
Работу по вовлечению в профсоюз можно выстроить по схеме:
-установление контакта;
-выявление потребности (через беседу с человеком о проблемах);
-совместный поиск решений проблемы силами профсоюзной организации;
-активация (возбуждение интереса);
-побуждение к действию («ты все обдумал и решил, то…);
Что может помешать в работе по привлечению в профсоюз?
Помехами в достижении мотивационной цели могут быть особенности характера как мотиватора, так и мотивируемого:
— излишняя горячность;
— поспешность;
— врождённый дух противоречия (упрямство);
— отсутствие должной самокритики;
— конфликтность.
Несколько приёмов по технике убеждения:
-положительное отношение к собеседнику. Можно безукоризненно выстроить логику своих аргументов, но не учесть настрой собеседника на не согласие с вами, результатом ваших действий будет то, что он не примет ваши доводы и аргументы. Вот почему эффективность убеждения определяется не столько логикой и мощью аргументов, сколько положительным настроением по отношению к собеседнику.
-личное обаяние. Обаяние – это, когда вы еще ничего не спросили, а с вами уже соглашаются. В этом простом определении заложено главное-умение так себя вести, чтобы собеседнику просто невозможно было сказать вам «нет».
-желая убедить – готовьтесь заранее. Мысленно прогнозируя диалог, моделируя его, необходимо предусмотреть возможные возражения и заранее подготовить варианты ответов на них. Построить чёткую логику рассуждений, систему аргументации,
-убеждая, стремитесь быть максимально искренним и правдивым.
-убеждая, опирайтесь на известные, проверенные факты. Убеждают больше всего не рассуждения общего характера, а конкретные факты, то, что конкретно существует и что при необходимости можно проверить.
-быть доброжелательным и оптимистичным. Это формирует положительные эмоции, будет способствовать созданию положительной установки, которая ведёт к взаимопониманию.
-помнить о роли приёма «Эффект края» в повышении убедительности. Нужную информацию, сильные аргументы приводить в начале и конце разговора, именно тогда информация воспринимается и запоминается лучше всего.
-вовлекать собеседника в обсуждение конкретных проблем. С помощью своевременно заданных вопросов можно повысить убедительность своих доводов. Замечено, что отвечающий, в такой ситуации, невольно становиться на позицию спрашивающего.
Очень важно учитывать момент первого впечатления. Если профсоюз как общественная организация в самом первом предъявлении вызывает у человека положительную реакцию, то при последующем более глубоком знакомстве с профсоюзной деятельностью установка на профчленство будет позитивной и наоборот.
Постоянное обсуждение какой-либо проблемы (мотивации) приводит к глубокому её осмыслению и даёт возможность более убедительно передавать информацию другому человеку.
Стремясь как можно понятнее изложить проблему мотивации профсоюзного членства своим собеседникам, профлидер сам её понимает лучше, чем до рассказа. Так происходит своеобразный тренинг по самосовершенствованию.
МОТИВЫ
профсоюзного членства,
заложенные в Трудовом кодексе РФ.
1. Первичная профсоюзная организация — представитель работников при ведении коллективных переговоров по принятию, изменению коллективного договора — основного локального акта, регулирующего трудовые отношения на предприятии, котором устанавливаются (регулируются):
— режим рабочего времени и отдыха;
— система и формы оплаты труда;
— денежные вознаграждения и доплаты;
— кадровая политика и занятость;
— социальное страхование, вопросы быта работников;
— денежные вознаграждения, пособия и компенсации;
— охрана труда и др.
2. Работодатель принимает с учетом мнения выборного профсоюзного органа (или по согласованию, в соответствии с коллективным договором) локальные акты:
— положение об оплате труда;
— положение о премировании;
— план повышения квалификации и подготовки кадров;
— график отпусков;
— введение и пересмотр норм труда;
— разделения рабочего дня на части;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— нормативные акты по охране труда и др.
3. В большинстве случаев привлечение к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни допускается с учетом мнения профкома (или с его согласия).
4. Профессиональные союзы осуществляют контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, в том числе посредством деятельности профсоюзного инспектора труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.