«Душевное отношение денег не требует»
Медиков поставили перед выбором: заработок или помощь
(Публикация портала КАРЕЛНОВОСТИ)
Ситуация в карельской медицине не просто удручает, а уже – пугает. И в столице, и в районах республики множатся уголовные дела, связанные с неоказанием медпомощи: в лучшем случае люди остаются калеками, в худшем дело заканчивается смертью. Жалобами на сокращение «Скорых» и неэффективную работу амбулаторных станций в глубинке завалены все органы власти. Что происходит в карельском здравоохранении «АиФ-Карелии» объясняла председатель Карельской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения Ирина СМИРНОВА.
Заработок вместо помощи?
— Ирина Андреевна, раньше мы гораздо реже слышали о случаях неоказания медицинской помощи? Почему они участились сейчас? Медобслуживание стало хуже или просто информация стала доступнее?
— Факты неоказания помощи – вопиющие, такого не должно быть ни при каких обстоятельствах. Тем не менее, это частные случаи, не отражающие в целом положения дел в системе здравоохранения. Впрочем, в целом оно – далеко не самое радужное.
В последние десять лет российское здравоохранение постоянно, хронически модернизируется и оптимизируется. Помимо вливания денежных средств через проекты и национальные программы происходят и другие процессы, например, экономия бюджетных средств, которая вылилась в сокращение штатов в лечебных учреждениях. В первую очередь, от этого страдает сельское население и отдаленные районы – где происходит слияние больниц, закрываются фельдшерско-акушерские пункты. Это обусловлено и экономическими, и социальными причинами: численность населения в республике сокращается, соответственно, медучреждения в небольших населенных пунктах содержать никто не будет.
В стране работает программа госгарантий, в рамках которой население имеет право получать определенный объем бесплатной медицинской помощи. Финансовое наполнение программы состоит из двух моментов: страховых взносов в Фонд медицинского страхования работодателей за работников и страховых взносов за неработающее население, которые отчисляет правительство Карелии. Работающее население республики – это 200 с лишним тысяч человек. Страховые взносы за эту часть жителей часто кажутся работодателям непосильными, «убивающими» бизнес, поэтому предприниматели создают разные схемы ухода от налогов. Часть карельских предприятий вообще платит налоги за пределы Карелии. Более-менее сознательными налогоплательщиками остаются только бюджетные организации.
Но большую часть населения Карелии (около 400 тысяч человек) составляют неработающие люди, а в бюджете республики на отчисления в ФМС средств явно недостаточно. Соответственно, дефицит средств по программе госгарантий в республике составляет порядка 20 процентов. И именно из этих средств складываются тарифы на медицинские услуг.
Я категорически против того, чтобы лечебные учреждения оказывали услуги, а не помощь, чтобы врачи зарабатывали, а не спасали. Но, в зависимости от того, сколько услуг окажет поликлиника, она сможет выплатить зарплату сотрудникам, купить оборудование, сделать ремонт, оплатить коммунальные платежи. Есть ряд учреждений, которые не могут сами на себя заработать, и поэтому их либо сокращают, либо закрывают.
Нет специалистов и дорог
— Как бы вы охарактеризовали ситуацию с медицинским обслуживанием и медкадрами в районах Карелии?
— Самая «кричащая» точка – Муезерский район, населения там немного, а территория большая, врачи туда работать не едут, недавно уволились еще два специалиста. Район планируют присоединить к Костомукшской городской больнице. Но насколько это решит проблему – не знаю, ведь ездить людям придется далеко. «Болевая точка» также – Лоухский район. Большой дефицит кадров и низкая заработная плата у медиков в Кондопожском районе. Лучше всего укомплектованы кадрами учреждения Петрозаводска и Костомукши, меняется ситуация в Сегеже, в Пудоже, куда студентов-медиков активно привлекает главврачи ЦРБ. Как ни странно, в соответствии со статистикой, наиболее удовлетворены качеством оказания медицинской помощи жители Калевальского района.
В принципе, медицинская помощь везде есть, есть и оборудование. Далеко не везде хватает специалистов. Другая проблем для медиков – отвратительные дороги, по которым приезжают врачи, а в больницы доставляют больных.
Для того чтобы ФАП был «на каждом углу», надо полностью менять социальную политику. Тем не менее, наша отрасль изыскивает разные возможности, чтобы не оставить население без помощи. Так, в Пряжинском районе не хватало ФАПов и амбулаторий, и там первыми внедрили передвижные амбулаторные пункты, которые приезжают в разные деревни по нескольку раз в неделю. Думаю, опыт могут использовать и другие районы республики.
— Что дал Карелии нацпроект «Здоровье», эффективно ли работают средства, вложенные в «кабинеты здоровья» при поликлиниках и другие проекты?
— Нацпроект сыграл свою роль, у нас не развалилось, а укрепилось первичное медицинское звено, хорошо сработали родовые сертификаты, идущие на зарплаты и материально-техническую базу. Все лечебные учреждения республики получили федеральные средства на приобретение необходимой аппаратуры, транспорта. «Кабинеты здоровья», безусловно, помогают сознательным гражданам разобраться в состоянии своего здоровья. Но в целом население не приучено заботиться о здоровье, людям интереснее сидеть за компьютерами или в барах, чем своими ногами придти на консультацию в «кабинет здоровья» или на диспансеризацию.
В социализм не вернемся
— Что делать, чтобы решить «медицинскую проблему» в Карелии?
— Уже всем пора понять, что государство перевело здравоохранение в рыночную сферу и объемы бесплатной медицинской помощи приводит в соответствие с финансовыми возможностями. Нет медицинской проблемы в Карелии. Это проблемы государственной системы здравоохранения!
Сложная проблема – заработная плата медиков, сейчас она неадекватно низкая. За время моей работы в здравоохранении чего только не было: зарплаты повышались, потом начинались реформы, и они снова падали. Сейчас, чем больше медик работает, тем он больше зарабатывает, в отрасли — жуткая интенсификация труда, от которой страдают качество помощи, взаимоотношения между пациентом и врачом. Представьте: по разрабатываемым нормативам одному больному врач в поликлинике должен уделять лишь 9 минут! До недавнего времени отсутствовали социальные льготы для медперсонала. Наконец-то возвращается программа помощи молодым специалистам на селе. Но теперь врачей в ту же Муезерку даже за миллион не заманишь!
Сейчас на первый план выходят взаимоотношения руководителей лечебных учреждений, которым нынешняя реформа предоставляет практически неограниченную свободу действий, и работников, права которых ущемляются — и при начислении заработной платы и стимулирующих выплат, и при предоставлении льгот, и при распределении обязанностей. Безработицы у нас нет, поэтому люди увольняются и идут работать в другое место, и от этого страдают пациенты.
Конечно, нужны большие деньги – и на зарплаты, и на инфраструктуру (те же дороги, не говорю уже о вертолетных площадках для эвакуации больных)… А чтобы не было бездушного отношения медицинского персонала к больным, необходимо прививать это докторам еще со студенческой скамьи. Ведь душевное отношение к пациенту денег не требует.
Судя по тенденции, бесплатная медицинская помощь будет сокращаться, платных услуг станет больше. От условий рынка никуда не денешься, надо перестраивать сознание и понимать, что в социализм мы не вернемся.
Марина КИВИРЬЯН