ФНПР считает, что МРОТ должен достигнуть прожиточного минимума
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателями и правительством, на 2014—2016 годы предусматривает достижение МРОТом величины прожиточного минимума, но уже сейчас на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений директор Сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России Олег Засов отметил, что «минимальный размер оплаты труда в 2016—2017 годах не достигнет величины прожиточного минимума, так как сроки и механизмы данного процесса еще не определены».
С такой позицией правительства не согласны лидеры российского профсоюзного движения.
ФНПР предложило разработать структуру минимального восстановительного потребительского бюджета с целью его дальнейшего использования в качестве основания для установления МРОТ. Прожиточный минимум должен являться базой для установления величин социальных пособий. Российские профсоюзы не поддержали и те изменения в законодательство, которые противоречат нормам Конституции РФ. Не согласна ФНПР и с Минтрудом России, который представил законопроект, в котором предполагалось довести МРОТ до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения соответствующего региона к 2018 году, а также включить в структуру заработной платы и, естественно, МРОТ, компенсационные и стимулирующие выплаты.Ни в конституции, ни в законодательстве страны нет указания на то, что компенсационные и стимулирующие выплаты, а так же вознаграждение за труд это одна из трех составных частей заработной платы.
Из системы правовых норм Трудового кодекса РФ вытекает, что вознаграждение за труд устанавливается за отработку норм рабочего времени и выполнение работником норм труда или трудовых обязанностей, тогда как компенсационные выплаты устанавливаются при наступлении соответствующих обстоятельств в виде отклоняющихся от нормальных условий труда, а стимулирующие выплаты — по желанию и возможности работодателя.
В результате переговоров в законопроекте, разрабатываемом Минтрудом России, предполагается установить конкретные величины минимального размера оплаты труда на ближайшие три года, а изменения в законодательство по включению в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат не вносить.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков заявил, что «в соответствии с подписанным 25 декабря 2013 года Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014—2016 годы МРОТ должен достигнуть величины прожиточного минимума до 2016 года». Он также указал на целесообразность «перехода в расчетах сценарных условий на показатель минимального потребительского бюджета вместо показателя прожиточного минимума в качестве основы для экономического прогнозирования».
Заместитель руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Елена Косаковская:
ФНПР считает, что обязательства Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014—2016 годы должны выполняться.
На различных площадках — в Минтруде России, на заседаниях РТК и в Высшей школе экономики — ФНПР озвучивает свои предложения по ускорению сроков доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения.
Руководитель социально-экономической политики Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Галина Костюк:
Использование показателя «прожиточного минимума» в сценарных расчетах не может считаться удовлетворительным. Расчеты ведутся по устаревшей методике. В настоящее время половина работников получает заработную плату ниже минимального потребительского бюджета. Это нижняя планка простого воспроизводства низкоквалифицированной рабочей силы.