Государственная экспертиза условий труда
Предложения профсоюзов в проект документа, подготовленного в министерстве труда и занятости РК
Заместитель председателя ООП в РК Анна Лопаткина направила письмо на имя заместителя министра труда и занятости РК Натальи Торицыной, в которой высказала мнение Объединения на проект приказа министерства труда и занятости РК «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством труда и занятости Республики Карелия государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда, осуществляемой в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
В целом профсоюзы положительно оценивают предусмотренную в проекте возможность предоставления министерством труда и занятости РК государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда, осуществляемой в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, однако, по мнению Объединения, проект требует некоторых доработок.
Во-первых, профсоюзы считают, что перечень документов, предоставляемых для получения государственной услуги для всех категорий заявителей, практически исключает получение данной услуги работниками, иными уполномоченными работниками представительными органами (в т.ч. профсоюзами), так как работодатель может отказать в предоставлении пакета документов, содержащего результаты аттестации рабочих мест по условиям труда. Еще более нереальной становится ситуация, когда нужно представить другие дополнительные документы. То есть, работник фактически не сможет получить данную государственную услугу, а работодатель добровольно за такой услугой и не обратится, да и судебные органы (непонятно, какие именно) не всегда знают о такой государственной услуге и тех обстоятельствах, при которых она оказывается.
Профсоюзы предложили внести изменения в порядок предоставления пакета документов для получения государственной услуги для работников (или их представителей); предусмотреть, что работник обращается с заявлением о предоставлении государственной услуги, а весь необходимый пакет документов эксперт, который будет оказывать услугу, запрашивает у работодателя, который проводил аттестацию рабочих мест.
Во-вторых, профсоюзы считают, что установленный п.34 регламента порядок проведения лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды путем самостоятельного осуществления выбора аккредитованной в установленном порядке исследовательской (измерительной) лаборатории и за счет своих средств получателя государственной услуги может создать условия для коррупционной составляющей при предоставлении услуги:
— привлечение той же испытательной лаборатории, которая проводила замеры (испытания) и не заинтересована в их опровержении в предоставлении услуги;
— создаются неравные условия для работников (или их представителей) и работодателей, когда необходимы финансовые затраты на данные лабораторные исследования
Профсоюзы предложили в рамках предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда, осуществляемой в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, создать измерительную лабораторию или уполномочить аккредитованную лабораторию, определенную на конкурсной основе, на проведение замеров (испытаний) по представлению эксперта.
В-третьих, Объединение считает, что порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги носят размытый и неопределенный характер, устанавливаемый локальными правовыми актами министерства, которые исключают гласность и прозрачность в деятельности органа исполнительной власти. Ответственность лиц, виновных в нарушении требований регламента, также определена не конкретными формами, а общей фразой «в соответствии с законодательством Российской Федерации», что также исключает гласность в деятельности министерства.
Профсоюзы предлагают указать в регламенте конкретные формы ответственности должностных лиц министерства за нарушения требований регламента.