Илья Косенков: «Если мы ничего не добьемся, то Север опустеет»
Горячее одобрение зала встретило на IV Северной межрегиональной конференции в Сыктывкаре выступление председателя Союза организаций профсоюзов республики Карелия Ильи Косенкова.
— Друзья, давайте взглянем на наш зал. Он напоминает наши Севера: сначала он был полон, а затем четверть пропала. Также и в Карелии, 1990 году было 800 тысяч жителей, а стало 621 тысяча, — начал выступление Илья.
В простых цифрах из выступления складывалась картина жизни обычного северного региона. В год Карелию покидает порядка 3 тысяч человек и скорее всего, что в других северных регионах та же история. Уезжают лучшие, молодые отличники, те, кто должны были бы остаться и развивать регион.
Причина нынешней ситуации кроется в межбюджетных отношениях, уверен профлидер. Он объяснил аудитории, как начиная с девяностых годов, последовательно проводились законопроекты, которые вытесняли из региона сначала средний и малый бизнес, потому что предприниматели не могли обеспечить работникам все положенные законом северные льготы. Затем были приняты несколько законов по энерготарифам, которые сделали электричество в Карелии самым дорогим на Северо-Западе. Отмена ЕТС по сути уравняла в зарплатах бюджетников Севера и всей остальной части России при активном росте цен на коммуналку и продукты. Северные надбавки и коэффициенты перестали быть «доплатой» сверху и просто помогают людям выживать. Закон о консолидированной группе налогоплательщиков увел из бюджета самые крупные предприятия. И, наконец, принятое Пленумом Верховного суда России решение об изменении состава МРОТ может поставить точку на активном существовании и развитии северных регионов в целом.
— Скажите мне честно, представители Москвы, а вы бы отправили своих детей жить и работать на Север?- напоследок задал вопрос выступающий.
— Нет, зачем, – раздались голоса в зале.
— А что нам сказать своим детям? Давайте об этом подумаем? Ведь если мы ничего не добьемся – Север, как этот зал, будет пустой, останется только вахтовый метод и в таких небогатых регионах как Карелия, люди останутся только в двух-трех городах.