Ирина Смирнова: Зарплата медработникам исчисляется не совсем так, как хотелось бы
ПТЗ говорит рассказал о бунте фельдшеров, встрече с работников и профсоюзного актива КРО профсоюза работников здравоохранения РФ с руководством больницы скорой медицинской помощи.
Материал Георгия Чентемирова
БОЛЬНИЦА СКОРОЙ ПОМОЩИ: БУНТ ФЕЛЬДШЕРОВ
Что случилось в Петрозаводске? |
В конце декабря один из работников службы скорой помощи в Петрозаводске прислал нам в редакцию два документа – два расчетных листа. Один был датирован маем 2013 года, второй – маем 2017-го. В первом квитке значилась сумма 32524 рубля, во втором – 32613 рублей (без вычета подоходного налога).
То есть за годы реализации майских указов Владимира Путина зарплата фельдшера скорой помощи в карельской столице увеличилась на 89 рублей.
С этой фактурой мы пошли на предновогоднюю встречу коллектива БСМП с главным врачом Алексеем Хейфецом. Пригласили нас туда сами медики. Вопрос на повестке стоял очень простой: будут ли работникам скорой помощи (львиная доля которых – именно фельдшеры) повышать зарплату в 2017 году и что их ждет в 2018-м?
Пытливый читатель, возможно, спросит: а почему мы так много внимания уделяем медикам и их зарплатам? Вот же буквально в декабре писали на эту тему. На всякий случай отвечаем заранее. Дефицит кадров в карельском здравоохранении исчисляется сегодня сотнями вакансий. Между тем именно от качества медицины зависит и уровень, и продолжительность нашей с вами жизни и жизни наших с вами детей. Врачи не хотят работать за копейки, нет врачей – нет качественной и оперативной медпомощи. Нехватка специалистов в той же скорой помощи может стоить кому-то жизни. Как говорил герой актера Броневого в фильме «Формула любви», «коли доктор сыт, так и больному легче». А больным может оказаться любой – и в любую секунду.
«Сплошное лукавство»
Будет ли «доктор сыт», предстояло выяснить на встрече с главврачом БСМП.
– Сообщений в массмедиа много. А нормативных документов, приказов, постановлений, которые четко регламентируют выплаты, не так много, как хотелось бы, – расплывчато начал Алексей Хейфец. – Я читаю в Интернете, там министр финансов говорит, что заработная плата врача по Карелии в 2017 году должна составить 54 тысячи рублей. Я сразу удивляюсь, потому что в приказе Минздрава для нас другой целевой показатель – 48 тысяч… Выяснилось, что это с учетом северных территорий. Но в любом случае на будущий год задача поставлена такая — 200% (по сравнению со средней зарплатой по региону. – Прим. ред.) для врачей, 90 и 80% – для среднего и младшего персонала.
– Средняя зарплата 28 тысяч рублей; на какой объем работы это рассчитано? Ставка, две ставки, полторы? – закричали с места работники.
– Речь не идет о повышении зарплаты кому-то персонально. Это величина статистическая, она рассчитывается на больших объемах, – попытался объяснить главврач.
– Зарплата исчисляется не совсем так, как хотелось бы. Об этом мы, профсоюзы, уже много лет говорим. Мы требуем, чтобы указы президента рассчитывались не с дохода, потому что здесь сплошное лукавство, а с работы на ставку, – обратилась к коллегам руководитель профсоюза работников здравоохранения Ирина Смирнова. – Медицинские работники повышают себе заработную плату путем работы сверхурочно. А чиновники этим отчитываются!
Это ключевой момент. Нехватка медиков, из-за которой им приходится трудиться за двоих, играет на руку чиновникам. Чем меньше работников, тем выше средняя зарплата. Получается, дефицит кадров в здравоохранении выгоден для статистики!
Этот тезис наглядно подтвердил сам Алексей Хейфец:
– По среднему медперсоналу по нашему учреждению мы целевых показателей достигли, – заявил подчиненным руководитель БСМП.
– Ну как это достигли, если мы на две ставки работаем?! А если мы все будем работать на ставку? Нам добьют до того уровня, который положен по майским указам?
– задала вопрос фельдшер скорой помощи Ольга Чайка.
На это главному врачу было нечего ответить.
«Очень удобно выезжать на фельдшерах»
– Со станции скорой помощи за год уволились почти сорок человек! – говорит Ольга Чайка уже после собрания. – Никого не устраивает такой труд за копейки. У нас всего 16 бригад, из них только две-три с врачами, остальные – фельдшеры.
Очень удобно выезжать на фельдшерах скорой помощи, которые выполняют врачебные обязанности. Мы уже и на реанимации отправляемся, ЭКГ делаем, все врачебные манипуляции. А числимся при этом средним медперсоналом, на уровне медсестер.
Начальник станции скорой помощи Наталья Седлецкая заявила нашему изданию, что уволившихся гораздо меньше – порядка двадцати. Но и это внушительная цифра. Люди действительно не хотят вкалывать на две ставки, тем более что работа в скорой помощи откровенно экстремальная: медикам часто приходится иметь дело с пьяными и агрессивными людьми, они подвергаются оскорблениям, а иногда и нападениям.
– Есть еще такое понятие, как фельдшер-одиночка, который вообще один на вызов едет, – продолжает Ольга. – Ему выплачивают «стимулирующие»…
– Это неправильно, – перебивает правовой инспектор профсоюза работников здравоохранения РК Игорь Шакшин. – Стимулирующие надбавки выплачиваются за качество работы. Просто за то, что вы хорошо работаете, к вам нет нареканий и так далее. Это не имеет никакого отношения к совмещению. Я знаю, что дополнительную работу во многих больницах пытаются оплачивать стимулирующими. Это незаконно.
Мы задали вопрос о расчетных квитках, с которых начали этот текст. Правда ли, что зарплаты за последние годы не выросли?
– Ни на копейку! – хором воскликнули фельдшеры.
«Это шантаж»
– Зарплата начисляется в соответствии с нормативными документами, положением Минздрава. И совершенно не факт, что она должна была увеличиться. Да, в последние годы повышения зарплаты не было. Но мы этого и не отрицали! – устало комментирует цифры из квитков Алексей Хейфец.
– Фельдшеры жалуются на то, что выполняют врачебную работу, а зарплату получают существенно меньше…
– Чем фельдшер отличается от медсестры? Он на год больше учится, он может в одиночку поехать на вызов. Он может возглавить ФАП, осмотреть пациента, он может лечить самостоятельно.
И в приказе об организации скорой помощи указаны и врачебные бригады, и фельдшерские. Однако квалификация врача выше, и есть ситуации, в которых фельдшер не разберется, и он может вызвать врача. Вот сегодня говорили про то, что фельдшеры снимают ЭКГ. Но люди скромно умолчали, что аппарат ЭКГ передает данные на станцию скорой помощи, где ее читает врач, а потом дает указания.
– Будут ли расти зарплаты?
– Указом Минздрава до нас доведены целевые показатели средней зарплаты. Включаются все выплаты, которые начислены человеку: оклады, компенсации, премии и так далее. Все сотрудники БСМП получили годовую премию. И она тоже войдет в расчет средней зарплаты за 2017 год. Вот вы назвали цифры из квитков: 32 тысяч рублей… А какие целевые показатели по майским указам? 28 тысяч!
– Но ведь это вместе с совмещением. Как прокомментируете угрозу людей выйти на одну ставку?
– Понятно, что это шантаж со стороны работников. Дефицит кадров в здравоохранении большой. И это лишь подтверждает тот факт, что зарплаты действительно низкие. Это моя головная боль. Но что дальше?
– Будут расти оклады?
– Мы получили нормативные документы, которые нам это предписывают.
Гуляй, рванина!
После новогодних праздников мы позвонили фельдшерам скорой помощи Петрозаводска. Исполнение майских указов президента вылилось для них в «царский подарок» – премию размером 5200 рублей (это сумма без вычета налогов). Водители в этом году, по словам медиков, премии не получили – эта категория работников в указах не значится.
Надо сказать, что обманутыми себя чувствуют не только сотрудники БСМП. Как сообщил один из врачей роддома им. Гуткина, в конце года им не только не повысили зарплат и не выдали премий, но даже урезали стимулирующие. А получают врачи в роддоме чуть больше 30 тысяч рублей. Это те самые врачи, которые, по статистике, должны зарабатывать в Карелии примерно 60 тысяч. В среднем, конечно же…
Правда, в следующем году медикам обещали повысить оклад. По информации нашего собеседника, рост составит 380 рублей.
P. S. Несколько лет назад один мой знакомый, талантливый врач-фтизиатр, подтвердил свой диплом в Норвегии и уехал туда жить. На своей страничке в соцсети он оставил прощальный комментарий: «Меняю большую родину на малую. С доплатой». Цинично, конечно. Но как с этим поспоришь?