Касается непосредственно каждого работника
О первых итогах введения новой системы оплаты труда в учреждениях социальной защиты и социального обеспечения
Первые выплаты заработной платы по новой системе оплаты труда работникам произведены, теперь можно подвести и первые итоги.
Начиная с IV квартала прошлого года, в республике в ускоренном порядке проводилась работа, связанная с переводом государственных и муниципальных учреждений на новую систему оплаты труда. В этом начинании профсоюзы поддержали правительство республики, и главным аргументом этой поддержки было изначально заявленное повышение фонда оплаты труда на 30 процентов. Наши ожидания не оправдались, республика смогла изыскать средства на повышение фонда оплаты труда только на 9 процентов. Недостаточность бюджетных средств – явилось общей проблемой при введении новой системы оплаты труда бюджетников. Надо признать, что работа по переводу на новую систему оплаты действительно была проделана большая и в очень сжатые сроки. Наработана нормативно-правовая база. Созданная при правительстве республики специальная комиссия рассматривала готовность учреждений к переводу на новые системы оплаты труда.
В этой работе реском профсоюза работников госучреждений принимал активное участие. Участвовали в согласовании практически всех проектов нормативных правовых актов, связанных с переходом на новые условия оплаты труда работников бюджетной сферы. Принимали участие в подготовке и согласовании примерных положений по оплате труда работников бюджетных отраслей: по государственным учреждениям социальной защиты и социального обслуживания; по учреждениям, подведомственным Госкомитету противопожарной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций; по центрам занятости Министерства труда и занятости Республики Карелия. Рассматривали проекты примерных положений по оплате труда работников муниципальных учреждений многих районов. Так, совместно с отделами социальной защиты администрации г.Петрозаводска, администрации Прионежского муниципального района были подготовлены примерные положения об оплате труда работников. Вели разъяснительную работу. По обращениям председателей профорганизаций проводили экспертизу положений об оплате труда работников в их учреждениях
В октябре прошлого года рескомом был проведен семинар по подготовке к переходу на новую систему оплаты труда с председателями профорганизаций учреждений соцзащиты и соцобслуживания. Аналогичные семинары нами были проведены в ноябре и декабре прошлого года для председателей профорганизаций работников учреждений, подведомственных Госкомитету по противопожарной безопасности и ликвидации стихийных бедствий республики, учреждений МВД республики, учреждений управления исполнения наказаний по РК, центрам занятости. В работе этих семинаров принимали участие специалисты министерств и ведомств подведомственных учреждений, специалисты министерства труда и занятости РК.
Заработная плата касается непосредственно каждого работника. Поэтому, так важно, чтобы при переводе на договорное регулирование заработной платы в бюджетной сфере было бы как можно меньше серьезных ошибок и негативных последствий. Как показали первые итоги введения новой системы оплаты труда в учреждениях соцзащиты и соцобслуживания, она прошла относительно спокойно, хотя отношение к ней со стороны работников неодназначное.
Мы провели опрос председателей первичных профорганизаций по НСОТ. На вопрос, уменьшилась ли заработная плата у работников, ответили следующим образом:
— Центр социальной работы Лоухского района – 4 человека (члены профсоюза). На примере заработной платы председателя профорганизации: оклад вырос на 32 процента, зато уменьшились размеры стимулирующих выплат со 114 процентов (это выслуга лет 20 процентов, особые условия – 30, премия — 50, стимулирующая надбавка – 14) до 58 процентов (качество работ – 10, интенсивность – 6, непрерывность работы – 30, премия – 12). Вроде нарушений и нет, но человек на 1,5 тыс. руб. стал меньше получать. Запрос мы сделали в минздравсоцразвития РК, но ответа пока нет.
— аналогично в Центре социальной работы Олонецкого района. Из общей численности работников 22 человека у 9 – заработная плата снизилась;
— ГУ Медвежьегорский психоневрологический дом – интернат. Численность около 100 человек. Снижение произошло за счет снятия «сельских надбавок», возместили только выплаты за непрерывный стаж работы. Аналогичная ситуация ожидалась и в Ладвинском детском доме – интернате, но там только благодаря принципиальной позиции председателя профорганизации Горячевой Елены Анатольевны, которая не согласовывала такое положение, ей удалось отстоять выплаты «сельских» надбавок. В результате заработная плата у работников не понизилась.
Да, можно рассуждать о законности или о незаконности этих сельских надбавок, но если у работника уменьшается заработная плата, то отношение к новой системе оплаты труда будет однозначно отрицательное, и говорить о какой-то стимулирующей роли заработной платы просто не приходится.
Надо сказать, что массовых письменных жалоб со стороны работников на введение НСОТ в реском профсоза не поступало. Были единичные: обратились работники МУ Петрозаводского КЦСОН «Надежда» на уменьшение им заработной платы. По этой жалобе я выходила с проверкой в данное учреждение. Руководитель объяснила это тем, должного анализа заработной платы по работникам, у которых уменьшилась зарплата, своевременно не было сделано, и пообещала пересмотреть и довести зарплату до уровня путем повышающих коэффициентов к должностному окладу.
Есть коллективная жалоба работников Ладвинского детского дома – интерната. Жалоба на уменьшение размеров должностных окладов в сравнении с теми, что рекомендованы в примерном положении об оплате труда работников государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания. Аналогичная ситуация и в Петрозаводском доме – интернате для ветеранов. Хотя мое мнение в этом отношении следующее: размеры должностных окладов не должны быть меньше, рекомендованных в примерном положении, хотя бы для государственных учреждений. Ведь примерное положение разработано в целях выработки единых подходов к вопросам исчисления заработной платы в подведомственных учреждениях. Возможно, это более четко надо закрепить в примерном положении.
Предлагаю также рассмотреть и внести в примерное положение систему повышающих коэффициентов, которые должны учесть уровень профессиональной подготовки, квалификацию работников. Тем более многие учреждения уже используют повышающие коэффициенты к должностному окладу как средство выравнивания заработной платы до прежнего уровня, а в примерном положении об этом ничего не сказано.
Специалисты рескома и минтруда и занятости РК встречались с администрацией, работниками Петрозаводского дома – интерната, была проведена проверка жалобы работников Ладвинского детского дома – интерната.
Конечно, работники ожидали, что переход на новую систему оплаты труда существенно повысит их уровень заработной платы. Поскольку ожидания не оправдались, то у большинства работников к НСОТ отношение отрицательное. Наглядно это можно рассмотреть на примере Ладвинского дома интерната.
Во-первых, снижение размеров должностных окладов по сравнению с рекомендуемыми.
Во-вторых, в Ладвинском детском доме категория низкооплачиваемых работников (это младший медицинский персонал, прочий обслуживающий персонал) составляет почти 60 процентов, и понятно, что перераспределение фонда оплаты труда было направлено, в первую очередь, на доведение у этой категории работников заработной платы до минимального размера оплаты труда.
В-третьих, отмена надбавок за непрерывный стаж работы, привела к тому, что недовольны остались специалисты со стажем работы, поскольку их уровень заработной платы сравнялся с уровнем зарплаты молодых специалистов, только что пришедших на работу.
В четвертых, уровень заработной платы квалифицированных специалистов почти сравнялся с уровнем заработной платы неквалифицированных работников.
В пятых, практически не изменился уровень зарплаты специалистов высокой квалификации.
Кроме того, в ходе проверок в Петрозаводском и Ладвинском домах- интернатах было установлено, что всем работникам определены доплаты за вредные условия труда в размере соответственно 15 и 25 процентов. При этом ранее установленные по результатам аттестации рабочих мест доплаты за вредные условия труда отдельным категориям работников сняты. Этот вопрос надо проработать и незаконно снятые доплаты восстановить.
Сегодня необходимо признать: произошло механическое перераспределение заработной платы. В условиях дефицита финансовых средств повышение фонда оплаты труда ушло на повышение заработной платы низкооплачиваемой категории работников, на доведение у отдельных категорий работников заработной платы до ранее получаемого размера.
На этом этапе новая система оплаты труда, ориентированная на стимулирование работников к повышению качества и количества выполняемой работы, на более эффективную деятельность учреждений, на повышение реального уровня заработной платы специалистам, заявленной цели не соответствует. Новый подход к заработной плате состоит в том, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (подчеркиваю, у данного работодателя). Поэтому очень важно, чтобы система оплаты труда работников была установлена коллективным договором. В первую очередь, обращаюсь к председателям первичных профсоюзных организаций. Не забудьте внести изменения в коллективный договор, а если его нет, то обязательно приступайте к его подготовке. Это позволит вам своевременно контролировать правильность применения новой системы оплаты труда.
Как показывают проверки, в ряде учреждений положения об оплате требуют доработки. Например, в положении об оплате труда Петрозаводского дома – интерната предусмотрены выплаты за непрерывный стаж работы, фактически такая выплата не назначается. Почему? Непонятно. Надо привести в соответствие. В первую очередь, требует доработки положение о материальном стимулировании (Петрозаводский и Ладвинский дом-интернат)
Сказывается и то, что многие руководители не занимались подготовкой нормативных документов по оплате труда. Многие первоначальные варианты положений об оплате труда были просто скопированы с примерного положения.
Принимая идею реформы оплаты труда, руководитель получает большую возможность самостоятельно принимать решения, направленные на развитие учреждения. Для этого руководитель получает определенный объем средств, который позволяет ему оперативно принимать ответственное решение и нанимать тех людей, которые ему нужны, более эффективно использовать трудовые ресурсы, т.е., с меньшей численностью выполнять тот же объем работы. При этом фонд заработной платы не должен пересчитываться, при условии выполнения запланированного объема услуг. Все это дает возможность наладить такую систему оплаты труда, которая бы побуждала человека повышать интенсивность труда, повышать производительность труда. Мое мнение, это должна быть научная организация труда. Раньше такие отделы были на производстве. Сейчас это перенесли в бюджетную сферу, забыв при этом научить руководителей учреждений.
И последнее: по оформлению трудовых отношений с работником учреждения. Повторю: новая система оплаты труда – это раздел коллективного договора. И здесь обязательно осуществление общественного контроля за выполнением коллективного договора (ст. 51 Трудового Кодекса РФ). Поскольку введение новой системы оплаты труда – это изменение существующей в учреждении системы оплаты труда (относится к числу обязательных для включения в договор), то в трудовые договора работников должны быть внесены соответствующие изменения. А как показывают проверки, трудовые договора оформлены с нарушением трудового законодательства. Вот почему председатели первичных профорганизаций должны проконтролировать, не дожидаясь проверок прокуратуры или инспекции по труду: все ли изменения внесены в трудовые договора?
Ирина КОРОЛЕВА, заведующая
социально-экономическим отделом
рескома профсоюза работников
госучреждений и общественного обслуживания