Коэффициенты и надбавки – вне «минималки»!
Председатель ФНПР Михаил Шмаков дал четкий ответ на злободневный для северян вопрос, включаются ли районный коэффициент и другие компенсационные надбавки при расчете минимальной заработной платы.
Сегодня в Петрозаводске завершила работу третья международная конференция «Международные связи муниципалитетов». В ее работе принял участие председатель ФНПР, член Общественной Палаты РФ Михаил Шмаков. В рамках конференции состоялась пресс-конференция, в ходе которой участники международной конференции подвели итоги форума, ответили на вопросы журналистов.
Корреспондент газеты «Голос» обратился к М.В.Шмакову по проблеме, которая сегодня горячо обсуждается в профсоюзной среде.
-Михаил Викторович! Общеизвестно, что ФНПР, в том числе через своих представителей в органах законодательной власти, немало сделала для того, чтобы в России появился так называемый 54-й закон о минимальном размере оплаты труда. Как в свое время и для принятия закона «о северах». Нет сомнения, что Вам, между тем, известно, что работодатели с 1 сентября 2007 года , т.е. с момента действия 54-го закона, едва ли не повсеместно включают в «минималку» и компенсационные выплаты. У нас, в Карелии, например в трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате не удалось — из-за нежелания остальных партнеров профсоюзов – поднять планку выше 3200 рублей. Если исключить из этой суммы «северные» компенсационные выплаты ( в среднем исчислении), то «минималка» получается даже ниже общероссийского уровня. В этой ситуации говорить о минимальной заработной плате на уровне прожиточного минимума для немалого числа наемных работников низкооплачиваемых категорий говорить просто не приходится.
Намерена ли Федерация Независимых Профсоюзов России что-то предпринимать, чтоб эта правовая коллизия была разрешена? Может быть, в качестве поддержки ФНПР для начала вывести людей Севера на улицы?
— Я двумя руками «за», чтобы весь Север вышел на улицы, если он готов это сделать. Это первое. Второе. Насчет «повсеместно». Должен сказать, что это не совсем так – в ряде регионов на трехсторонних комиссиях принимают решения о невключении коэффициентов и других компенсационных надбавок в размер минимальной зарплаты, то есть действуют по рекомендациям ФНПР и разъяснениям Российской трехсторонней комиссии, что в состав минимального размера оплаты труда после соответствующего внесения изменений в Трудовой кодекс РФ должны включаться только тариф плюс регулярные премии, которые выплачиваются по системе оплаты труда. Компенсационные выплаты туда включаться не должны. Это позиция была зафиксирована всеми тремя сторонами: работодателями, правительством и профсоюзами при обсуждении этого закона перед его принятием.
Сейчас готовятся разъяснения с участием Российской трехсторонней комиссии, всех трех сторон. Хотя некоторые юристы пытаются говорить, что решения РТК не имеют юридической силы.
Параллельно с этим подготовлены изменения в Трудовой кодекс . И если юристы попытаются оспорить юридическую силу решений РТК, то тогда эти изменения будут внесены в ТК РФ, в формулировке Российской трехсторонней комиссии. К слову, они, эти формулировки, разосланы во все региональные и территориальные профсоюзные объединения для использования в защитной работе. Поэтому мы делаем так, как договаривались.
При этом должен заметить, что в самом ТК РФ заложена определенная двусмысленность, которая позволяет юридически оспорить то, что компенсационные выплаты закладываются в расчет МРОТ.
Михаил Шмаков успел побывать ( программа пребывания в Карелии была очень плотной) в Объединении организаций профсоюзов в РК, где имел беседу с председателем Объединения Геннадием Гришуниным.