Куда приведет нас СОУТ?
Вокруг специальной оценки условий труда по-прежнему не утихают страсти. Сначала против исчезновения из закона ряда факторов, определяющих вредность работ, протестовали медики. Российский профсоюз работников здравоохранения добился, что часть из них внесли в виде поправок. Но, как показывает практика, это лишь верхушка айсберга, с которым нам еще предстоит столкнуться. В Карелии вопросом насколько СОУТ ухудшит положение работников, занялся КРО профсоюза работников жизнеобеспечения совместно с Общественной палатой республики.
Выгодно только работодателю
23 июня 2015г председатель рескома КРО профсоюза работников жизнеобеспечения и председатель комиссии Общественной палаты Карелии Андрей Пахомов и член Общественной палаты РК Александр Топин начали мониторинг исполнения на предприятиях республики федерального закона №426 от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда». Проверка проводилась в рамках мероприятий рабочей группы «По безопасности труда» Общественной палаты республики Карелия.
Председатель КРО профсоюза работников жизнеобеспечения Андрей Пахомов прокомментировал общую ситуацию, по Карелии.
— Мы взялись за мониторинг последствий проведения СОУТ для предприятий, где есть вредные и опасные производства, в том числе и потому, что появились работодатели, которые начали активно проводить спецоценку условий труда в отношении некоторых категорий своих работников, — отметил председатель карельского территориального объединения профсоюза работников жизнеобеспечения, — И это при том, что на предприятии вплоть до 2018 года еще действительна, аттестация рабочих мест. Что за спешка? А все просто – бизнес спешит сэкономить на работниках.
Как отмечают профсоюзные лидеры, новый закон о СОУТ, безусловно, выгоден работодателю. Людям можно не доплачивать, не компенсировать, позднее отправить на пенсию. Государство тоже в выигрыше — дольше работают, дольше можно не выплачивать пенсию. Практически многие виды работ, которые долгие годы считались вредными, да что говорить, таковыми и являются, вдруг резко «потеряли» свой класс. Уходит в небытие сокращенный рабочий день, а в связи с этим на предприятиях могут освобождаться штатные единицы… Вот вам и рост безработицы и социальная напряженность
. — Мы начали свой мониторинг с предприятия ОАО «Карелкамень», который как раз внезапно начал проводить СОУТ в отношении водителей по вывозу горной массы. – рассказал председатель рескома, — Кстати, о том, что проводится спецоценка условий труда работников никто не предупреждал, равно, как и не сообщал, что они имеют право присутствовать при ее проведении. На основе результатов нами уже будут сформированы рекомендации.
Соседи уже «приехали»
В области ЖКХ, это в первую очередь касается всех тех, кто работает с канализационными сетями. Насколько эта работа «пахнет розами» объяснять не нужно никому, но по новому закону получается все иначе.
Как отметил Андрей Пахомов, в Карелии СОУТ еще не проводится повсеместно и основные проблемы еще впереди. Ситуация действительно может обернуться для обычного рабочего человека очень неприятными последствиями.
Так, нам удалось пообщаться председателем новгородской областной организации профсоюза работников жизнеобеспечения Натальей Семеновой. В Новгородской области все прелести СОУТ на себе уже вдоволь испытали члены профсоюза работников жизнеобеспечения.
По словам Натальи Семеновой, у них уже люди начали терять в зарплате. Так, у ряда сотрудников, после проведения СОУТ класс условий труда понизился с 3 ( вредного) до 2 ( допустимого). Люди тут же потеряли доплату от 4 до 8 % к зарплате, дополнительную неделю к отпуску, сокращенный рабочий день и молоко.
При этом логика как у исполнителей СОУТ, так и у законодателей, как минимум, странная. У лаборантов, которые работают с пробирками,в которых, плещется вся несимпатичная канализационная флора, класс вредности признали. Мол, да, наличие биологического фактора налицо. А вот для работников аварийных служб, которые черпают этот самый биологический фактор ведрами, условия работы считаются допустимыми.
-Самое грустное, что мы уже пытались обращаться в самые разные уровни власти, пока добиться ничего не можем, — грустно констатируют соседи, — А тенденция такова, что те факторы, по которым сейчас ряду работников все-таки удается получить 3 класс вредности, вскоре исчезнут, и что тогда? Сложная, тяжелая работа без отдыха и доплат?
Нужна большая активная работа на местах
Как отметила в свою очередь председатель рескома КРО профсоюза работников здравоохранения Ирина Смирнова, законом, утвердившим методику проведения спецоценки, были учтены не все факторы. В частности, не был учтен биологический фактор и психо-эмоциональный. Сама методика расчета так же требовала серьезного внимания. В результате проведения СОУТ, у работников уменьшились компенсации и это с учетом того, что работа осталась той же самой и сложной и напряженной. Безусловно, в некотором смысле условия труда работников здравоохранения улучшились, например, были отремонтированы помещения. Но когда комиссия приходит в лабораторию, замеряет только освещение и считает, что все в порядке, нужно понимать, что работа с биологическим материалом или прием больных никуда не делись. Разумеется, начались письменные обращения, и уже ЦК профсоюза провело серьезную работу с соответствующим министерством по внесению этих факторов в методику.
Не смотря на то, что в Закон и методику внесены необходимые поправки, это не снимает с профсоюза ответственности и контроля за проведением СОУТ, — считает профсоюзный лидер. И здесь огромную роль играет и грамотно обученный профсоюзный актив, который обязан добиться включения профсоюзной стороны в комиссию по проведению спецоценки и должен на ее проведении присутствовать вместе с работником. И это присутствие не должно быть номинальным. Необходимо, в самом деле, проверять, что замеряют и как. Все ведь понимают, что даже если в законе есть необходимые нормы, практика совсем другое дело. Закон необходимо контролировать, так же как необходимо внимательно читать все документы, которые подписывает профсоюзная сторона и работник. И пользоваться правом на особое мнение, а не соглашаться во всем с работодателем. Только тогда мы сможем действительно понять, улучшились ли условия работы людей, или это только номинальное понятие.