ЛИКБЕЗ: борьба с неграмотностью простой и технической
Социалистическая реконструкция народного хозяйства сопровождалась дальнейшим развитием культуры. Первым шагом в решении этой задачи было введение всеобщего обязательного начального образования. Эта задача была поставлена XVI съездом партии.
В конце НЭПа в школах Карелии обучалось 89% детей школьного возраста в городах и 79% — в сельской местности. VIII Всекарельский съезд Советов поставил задачу введения всеобуча для детей 8-12 лет к 1936/37 г. Однако летом 1930 г. ЦК ВКП(б), а затем ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», в котором намечалось звести обязательное начальное обучение всех детей в возрасте 8-10 лет уже с 1930/31 г.,а через год в городах и рабочих поселках перейти к семилетнему обучению детей, окончивших в том году начальную школу. Чтобы выполнить решение центра в республике требовалось открыть значительное число новых школ, создать интернаты, найти дополнительно около 300 учителей, более 20 тыс. нуждавшихся школьников одеждой, обувью, питанием. Карельский совет профсоюзов, отраслевые союзы оказали всеобучу существенную материальную поддержку. На редкость были и добровольные пожертвования граждан. На эти средства открывались новые школы, закупались учебники, организовывались горячие завтраки, из 30 тыс. учеников 21 тыс. получала бесплатное питание в школах. В результате принятых мер на 1 января 1931 года в Карелии было охвачено учебой уже 97% детей 8-10 лет. С 1931/32 учебного года началась работа по постепенному переходу к семилетнему образованию.
Карельский совет профсоюзов и отраслевые союзы вопросы строительства школ и о ходе подготовки школ к началу учебного года рассматривали на заседаниях президиумов.
Так, 29 июля 1936 г. на заседании президиума совета профсоюзов был рассмотрен вопрос «О ходеподготовки к началу учебного года в начальных и средних школах в Карелии». Были заслушаны доклады заместителя наркома просвещения Савельева и председателя ОК союза Коршуновой. Было отмечено, что медленно строятся школы на которые ассигновано средств в Кеми -40%,Коткозеро-40% , Реболах — 50%. Медленно идет ремонт школ. В начальных школах не хватает 41 преподавателя, 6 школ Беломорско-Балтийского Канала вовсе не обеспечены преподавателями. Для средних школ не хватает преподавателей предметников по истории, литтературе, родному языку. Плохое обеспечение учебниками на финском языке, из 68 названий подлежащих переводу, переведено и издано 14. Президиум совета профсоюзов совместно с Наркомпросом и ОК Союза приняли мероприятия.
Профзоюзы занимались подбором на добровольных началах молодежи для поступления в педагогический институт. Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1926 г.,грамотность жителей Карелии составляла 49%. Сохранялась существенной разница в уровне грамотности городского (67,7%) и сельского (43,5%) населения республики. В 1932 г. в Карелии работало свыше 6 тысяч ликвидаторов неграмотности. Подвижнически занимались этой работой учителя.
Обучение промышленных рабочих взяли на себя профсоюзы, а также в их обязанность входило обучение взрослых членов их семей.
На IV пленуме Карельского совета профсоюзов, который состоялся в июне 1930 г., было принято решение о полной ликвидации неграмотности среди членов союза к 1 сентября 1931г. Профсоюзами с Наркомпросом заключались договоры, на эти цели выделялись средства.
Для организации учебы в районы были направлены бригады в количестве 80 человек. Проводились походы по проверке работы.
За период 1924-29/30 гг. обучалось 10 тыс. человек при плане 15 тыс. человек. На 1931 г. обучением было охвачено 17 тыс. человек, выпущено из школ 7760 чел. Учебой было охвачено 82% малограмотных и 72% неграмотных. План перевыполнили на 50%. Допускался большой отсев учащихся. Улучшили работу по ликвидации неграмотности союзы керамиков, железнодорожников и госучреждений. Эти вопросы обсуждали на президиумах союзы лесдрев, сельхозрабочих, медиков. Не было контроля за исполнением решений. Всего по 13 союзам на 1 апреля 1931 г. было охвачено учебой неграмотных и малограмотных 4147 чел. или 69,8%, причем охват неграмотных составлял 77,6%, малограмотных 61,8%.»
14 августа 1934 г. на заседании президиума Карельского совета профсоюзов был рассмотрен вопрос: «О подготовке к новому учебному году по ликвидации неграмотности и малограмотности среди рабочих в системе профсоюзов». Президиум отметил, что на 1 мая 1934 г. обучено неграмотных 454 чел. и малограмотных 685 чел. План обучения сорван. Президиум потребовал от отраслевых союзов: «Ликбез сугубо классовая и политическая задача, ликвидация неграмотности в Карелии должна быть закончена в 1934 году…срывающим окончание ликвидации неграмотности в 1934 г. привлекать к строжайшей ответственности вплоть до отдачи под суд.»»
ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли в феврале 1936 г. совместное постановление «о работе по обучению неграмотных и малограмотных». В нем было признано необходимым для выполнения задачи XVII съезда партии — «превращение всего трудящегося населения страны в сознательных и активных строителей бесклассового социалистического общества» -в течение 1936—1937 годов полностью ликвидировать неграмотность среди трудящихся в возрасте до 50 лет.»
Президиум отраслевого союза леса и сплава 26 января 1936 г. рассмотрел на своем заседании вопрос о состоянии ликвидации неграмотности и малограмотности в леспромхозах и на лесозаводах. И вскрыл серьезные недостатки в ликвидации ликбеза со стороны директоров ряда предприятий. Президиум ОК союза обратился с письмом к наркому лесной промышленности СССР. Был получен ответ — «Приказ по народному комиссару лесной промышленности Союза СССР № 300, 31 марта 1936 г.
О предоставлении помещений для занятий обучения неграмотных и малограмотных
Приказываю:
Выделить помещения, оборудовать мебелью и освещением.
зам.НК лесной промышленности Сокольников.»
После чего последовало письмо управляющего трестом Карелдрев директорам предприятий ( копия — Карпрофсовету).
«Президиум КСПС в постановлении своем от 29/Ш.с.г. отмечает совершенно неудовлетворительное выполнение решений ЦК ВКП(б) и СНК СССР по ликбезработе. По союзу деревообрабатывающей промышленности не охвачено учебой неграмотных 22 чел., малограмотных 264 чел. Директора л/заводов вообще, а в частности Сунского тов.Ленский не создали нормальных условий для ликбезработы в смысле предоставления помещения, оборудования, отопления ит.д. Такое отношение к учебе рабочих со стороны заводуправлений доказывает, что директора л/заводов не вполне уяснили себе политическую важность для ликвидации неграмотности и малограмотности. Обязываются директора л/заводов принять меры по улучшению работы. Информировать в отчетах техучебы о ходе обучения.»
Положение стало улучшаться.
Союз леса и сплава выделил на работу по ликвидации неграмотности и малограмотности 62 тысячи рублей.Только на лесозаводах работало 17 школ малограмотных, где обучалось 488 человек, и 21 школа малограмотных, где обучалось 772 чел. В школах работало 12 освобожденных преподавателей и 21 чел. совместителей. Заработную плату преподавателям, в основном, выплачивали заводские комитеты.
По 18 союзам на 1 октября 1936 г. работало 68 школ неграмотных, где обучалось 2289 человек и 113 школ малограмотных, где обучалось 4062 чел.
Вопросы ликвидации неграмотности и малограмотности 14 раз рассматривались назаседаниях президиума и совещаниях Карельского совета профсоюзов. В 1936 г. Карельский совет профсоюзов и совет профсоюзов северной области заключили Договор на лучшую постановку работы по ликвидации неграмотности и малограмотности. Бригады двух советов профсоюзов проверили выполнение обязательств Договора. 22 апреля 1937 г. на собрании городского профсоюзного актива был рассмотрен вопрос «О состоянии ликбезработы по профсоюзным организациям Карелии». С информацией выступили руководители бригад.
В постановлении собрания было записано, что профсоюзы Карелии выполняют обязательства неудовлетворительно. Надо было обучить к 1 января 1937 г. 8522 чел. обучили лишь 34078 чел. Охват обучением по Карелии учтенных неграмотных и малограмотных составили по Карелии 66,6%, по северной области 77,7%. Президиум КСПС проявил беспечность, со второй половины 1936 г. контролем совершенно не занимался, учета не было, договор до учителей школ доведен не был.
Актив постановил учредить Карельским советом профсоюзов переходящее Красное Знамя с денежной премией на лучшую постановку работы, союзам тоже учредить переходящее Красное знамя и денежные премии.»
За 1933—1940 гг. в Карелии было обучено не менее 50 тыс. неграмотных и малограмотных. К концу 1930 года массовая неграмотность среди населения до 50-летнего возраста была в основном ликвидирована. Всесоюзная перепись 1939 г. установила, что среди жителей КАССР в возрасте 9-49 лет грамотные составили 92,4%.»
Остро стоял вопрос о повышении грамотности и технических знаний на предприятих республики около 70% рабочих было неграмотниыми или малограмотными. На предприятиях был введен обязательный технический минимум знаний для рабочих, обслуживающих сложные агрегаты и механизмы. Вскоре техминимум превратился в основную форму повышения квалификации. В 1934 году в Карелии развернулось движение за сдачу общественно-технического экзамена.
В 1935 году в Карелии распространяется стахановское движение. Среди первых стахановцев республики были рабочие Онегзавода Н. Арифметиков, К Ласточкин, А Назаров, В. Брызгалов, А. Горлов, С. мошников. Сеточник Кондопожской бумфабрмики П. Бураков, рабочий целлюлозного завода Кондопожского ЦБК И. Гагарин, машинисты ст. Петрозаводск П. Шапошников, П. Гульбинский итд… Большинство инициаторов стахановского движения в Карелии пришли на производство в 1930—1932 годах.
Профсоюзные комитеты с хозяйственными руководителями вели повседневную работу по созданию условий для труда и быта стахановцев. Председатель заводского комитета Онегзавода Полосков, преодолевая препятствия, боролся за создание условий для высокопроизводительного труда стахановцам. Председатель фабричного комитета Петрозаводской слюдяной фабрики Коршунова организовала передачу опыта работы стахановцев через создание специальных школ, преподавателями в которых являлись лучшие стахановцы. Председатель линейного профсоюзного комитета депо ст.Петрозаводск Хомутов добился подвозки дров для стахановцев. Председатель заодского комитета Сорокского лесозавода Мокеев принял активное участие в меблировке квартир для стахановцев Союз леса и сплава на зимний период открыл 5 баз выходного дня для обслуживания стахановских мехпунктов: Бочилово, Вилга, Коверы. В Пудожском районе на Гакугском лесопункте бригада Голована была поммещена в особую комнату, оборудованную мебелью, обеспеченную наборами книг, в том числе шолоховские «Тихий Дон » и «поднятая целина», время вперед Катаетва, Лесозавод Караваевой, настольными играми и патефоном. В Петрозаводском леспромхозе 11 стахановцам преоставили меблированные комнаты в общежитии, а Саксо Тойво дали корову. Петрозаводсский райрабочком стахановцам Матросского лесопункта выдал подарки: Алтонен — патефон, Пахонен — бильярд, Коло — лыжный костюм, и у них появилось право бесплатно в клубе кинофильмы и спектакли.
На Нивастрой стахановцу Поташеву с женой выделили квартиру в 2 комнаты общей площадью 25 кв метра. Стены оклеены обоями, двери и окна покрашены белилами. Через коммунальный отдел выделили мебель, установили радиоточку. В квартире светло и уютно.
Профсоюзные организации взяла под постоянный контроль организацию хлебопечения и хлеботорговли, работ магазинов, столовых, пекарен.
Большое внимание профсоюзы уделяли оздоровлению условий труда, снижению производственного травматизма. В 1935 году бюджет соцстрахования по Карельскому совету профсоюзов составил более 10млн рублей, в том числе и на оплату по временной нетрудоспособности 2 млн 679 тысяч рублей, на профилактические учреждения более 500 тысяч рублей, на дома отдыха санатории и курорты 739 тысяч рублей. В санатории и курорты будет направлено 394 человека, в дома отдыха 1182 человека. Дом отдыха совета профсоюзов «Пески» увеличен с 90 до 180 человек. В профсоюзных комитетах на общественных началах работало более 900 страховых делегатов
Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС «Об объединении Наркомтруда Союза ССР с ВЦСПС» от 23 июня 1933 г. функции НКТ по социальному страхованиюи охране труда были переданы профсоюзам. Они стали осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства.
Осуществляя государственную функцию надзора за охраной труда и техникой безопасности вели борьбу против нарушений трудового законодательства, применения сверхурочных работ, следили за санитарным состоянием производства. К этой работе были привлечены штатные технические инспекторы при совете профсоюзов и технические инспекторы отраслевых ЦК союзов при ОК союзов. В профсоюзных комитетах на промышленных предприятиях, стройках и учреждениях были избраны комиссии по охране труда, куда входило более 600 человек, работало около 400 общественных инспекторов по охране труда. С помощью актива профсоюзы помогали администрации обучать новых рабочих безопасным методам труда.
Контроль за соблюдением промсанитарии, охраны труда и техники безопасности профсоюзам приходилось вести не без трудностей и препятствий.
Президиум Карельского Совпрофа председатель Власов. Место съемки: г.Петрозаводск. Дата съемки: 1934 г. Автор съемки: не установлен.
1 Первомайская демонстрация. Место съемки: г.Петрозаводск Дата съемки: 1937 г. Автор съемки: З.М.Иванова.