Медвежьегорский молокозавод может не пережить питерского инвестора
Унылый декабрьский день затяжной карельской осени, словно никак не решающейся переступить невидимый порог, создавал ощущение безвременности, тоски и безысходности. Серое административное здание Медвежьегорского молокозавода словно вымерло. Оказалось, мы просто неудачно приехали – в обеденное время. Постепенно стали появляться сотрудники завода.
16 декабря здесь состоялось расширенное заседание профсоюзного комитета по разработке коллективного договора, который, надеется коллектив предприятия, защитит их от произвола новых хозяев еще недавно успешно работающего предприятия.
Около двух лет назад на Медвежьегорском молокозаводе сменился хозяин. Теперь предприятие принадлежит питерскому холдингу «Белоусов групп». Туда же входит и НПО кооператив «Семейный капитал», о существовании которого некоторым работникам завода поневоле пришлось недавно узнать.
Долгий путь к договору
Очень часто о том, что существует профсоюзная организация, вспоминают тогда, когда начинаются проблемы. Именно так произошло и на медвежьегорском заводе, работники которого прочувствовали новый стиль руководства на собственном кармане.
Исторически сложилось, что оплата труда на Медвежьегорском молокозаводе состоит из двух частей – постоянной и, если можно так выразиться, стимулирующей. Попросту говоря, премия составляет 50% от оклада. Раньше сотрудника могли лишить премии, но за конкретную провинность. Оформлялся приказ с указанием причины, и человек понимал, за что его наказали. В сентябре 2015 года весь коллектив без объяснения причин лишили премии и вместо 50% выплатили 1%. А как людям жить, когда они фактически недосчитались трети своей зарплаты?
– рассказала председатель карельского рескома профсоюзов работников агропромышленного комплекса РФ Виктория Шарапова.
Виктория Шарапова
После того как люди стали жаловаться в прокуратуру и трудовую инспекцию, администрация завода все же издала приказ о лишении премии за невыполнение плана.
По словам Шараповой, раньше на заводе существовал коллективный договор, который был даже признан одним из лучших в агропромышленном комплексе. Срок окончания его действия пришелся как раз на период, когда на предприятии сменился собственник.
С новой администрацией вступить в официальную процедуру переговоров удалось только 16 декабря 2015 года, после личного вмешательства главы РК Александра Худилайнена, который в декабре посетил Медвежьегорск и встретился с собственником предприятия Игорем Белоусовым.
Работники завода, вспоминая этот визит, не скрывали, что Белоусов (слева на фото), явившийся с огромным фингалом под глазом, произвел на них неизгладимое впечатление. Говорят, что ему пришлось даже оправдываться, дескать, подскользнулся, упал.
Виктория Шарапова и Лариса Губкина обсуждают план действий
Премия до и после
Руководитель профсоюзной организации молокозавода Лариса Губкина рассказала, что в некоторых трудовых договорах зафиксировано, что премия составляет 50% от зарплаты, а в других есть предательский предлог до 50%. Юридически предлога «до» достаточно, чтобы вместо 50% людям выплатили 1%.
В этом смысле Губкиной повезло. В ее трудовом договоре зафиксировано, что ежемесячно ей обязаны выплатить премию в 50%. Однако пока и это не спасает.
Мне за ноябрь премию начислили не 50%, а 30%, в октябре — 20%, а в сентябре всем выплатили 1%,
— рассказала Лариса Губкина.
Обычно она получала в месяц 14-15 тысяч рублей, а в последнее время зарплата снизилась до 10 тысяч рублей. Для женщины, имеющей и так небольшую зарплату, это стало ощутимым ударом по семейному бюджету.
Работники завода рассказали, что в среднем зарплата варьируется от 15 до 30 тысяч рублей в месяц. Сейчас люди фактически лишились трети своих заработков. Сергей Грибихин утверждает, что ему недоплачивают не только премиальные, но и перестали платить за переработку.
— Люди терпели сколько могли. Но сейчас терпение лопнуло, люди стали возмущаться и думать, как себя защитить. В трудовой инспекции мне сказали, что нужно добиваться оплаты за переработку. Администрация занимается всевозможными отписками, пытаясь доказать, что мне ничего не положено, — сказал Грибихин.
Сергей Грибихин и его супруга, сотрудница завода Наталья Ольхович
У него тоже в договоре стоят твердые 50% без всяких «до» и «после», но полноценной зарплаты ни в сентябре, ни в октябре, ни в ноябре он до сих пор не получил.
В кооператив за благодарностью
Споры вокруг премиальных – это цветочки по сравнению с новой схемой оплаты труда, которую, рассказали сотрудники завода, стали точечно внедрять на предприятии с октября 2015 года. Людям, которые устраиваются на Медвежьегорский молокозавод, помимо трудового договора настоятельно предлагают вступить в кооператив некоммерческого потребительского общества (НПО) «Семейный капитал». Судя по образцу заявления, кроме потери 150 рублей (вступительный и паевой взносы) приход в этот потребительский кооператив ничем не грозит. Тогда зачем людей просят подписать бумаги?
Как объяснила сотрудница молокозавода на условии анонимности, раньше премия прописывалась в трудовом договоре. Теперь премиальные вообще вывели из официальных документов, обещая новым работникам, что премию они получат от НПО «Семейный капитал». Правда, в заявлении вы не найдете ни слова ни о премии, ни о каких-то других обязательствах кооператива перед очередным пайщиком.
Рассказывают, что люди, которые вступили в кооператив, пока вроде бы получают какие-то деньги.
Нам без особого труда удалось отыскать «свежего» пайщика. Наталья устроилась на завод в конце октября. Она подтвердила, что тоже вступила в кооператив, правда, плохо понимает, что это за организация. Женщине объяснили, что премиальные она будет получать от кооператива «Семейный капитал».
Мне объяснили, что премия будет зависеть от того, выполнит наш завод план или нет,
— заметила она. В трудовом договоре, утверждает Наталья, никакой ссылки на кооператив нет.
Получается, что, выплачивая премию через кооператив, работодатель убивает сразу двух зайцев: лихо уходит от налогов и одновременно освобождает себя от какой-либо ответственности перед людьми, если, скажем, желание выплачивать премию вдруг пропадет или предприятие ненароком обанкротится. Ведь по документам кооператив «Семейный капитал» ничего пайщику не должен.
Ну чем не сюжет для наших многочисленных правоохранительных органов? Кстати, прокурор Медвежьегорского района, судя по протоколу заседания, состоявшегося 2 декабря в районной администрации, лично слышал истории о пополнении рядов пайщиков «Семейного капитала».
Гордиев узел
Нам удалось встретиться с новым, третьим за последнее время исполнительным директором молокозавода Дмитрием Апековым. Молодой невысокий мужчина в очках, в ладненьком костюмчике с застывшим взглядом и лишенным эмоций лицом больше напоминал клерка из небольшой юридической конторки, чем руководителя предприятия, как теперь модно говорить, реального сектора экономики. Дмитрий Апеков, излучающий высшую степень сдержанности, внимательно подбирал слова, словно боялся сказать лишнее.
— В ответ на жалобы сотрудников были проведены проверки трудовой инспекции. Часть требований отклонена, так как наши решения являлись законными, в частности, непосредственно выплаты премии в определенном размере. Часть жалоб была обоснована, мы будем выполнять условия, — сказал Апеков по поводу невыплаты премии коллективу. Судя по его словам, сейчас сверяются трудовые договора и премию в размере 50 процентов получат только те сотрудники, у которых в договоре это четко прописано.
— Почему премию отдельным сотрудникам решили выплачивать через кооператив «Семейный капитал»? Что это за финансовая схема?
— Там никакой схемы нет. Мы никого не заставляем и никакой схемы нет. Один из пунктов жалобы, направленной в трудовую инспекцию, содержал и этот пункт. Данное нарушение трудовой инспекцией не выявлено… Инспекторы подготовили предписание, в котором сказали, что ничего не выявлено, никто никого не заставляет.
Дмитрий Апеков рассказал, что Медвежьегорский молокозавод интенсивно закупает новую технику и оборудование. Он с оптимизмом смотрит в будущее.
— В свое время зарплата выплачивалась вне зависимости от финансовой деятельности компании — заработал завод деньги, не заработал. Таким образом он загнал себя в долги. И просто гордиев узел нужно было взять и разрубить. Это мы сделали в сентябре. Теперь мы более-менее встаем на ноги, расширили объем переработки молока с 20 до 30 тонн. Эту экономию премий мы направили на закупку сырья, на заключение договоров поставки, закупили упаковку, сейчас заказываем технику, — взбодрился Дмитрий Апеков, рассказывая, как потратил премиальные своих подчиненных.
На голодном пайке
К сожалению, рядовые работники молокозавода оптимизма руководителя не разделяют. Происходящее представляется сотрудникам совсем в иных красках. До апреля прошлого год хозяйство продержалось на кормах, которые закупил прежний владелец молокозавода. Затем начались перебои с кормами, у коров были голодные дни, качество молока, а за ним и продукции резко снизилось.
Нынешним летом кормов вообще не удалось заготовить, их пришлось закупать в других хозяйствах. Люди говорят, что запасов хватит максимум до января—февраля 2016 года. На предприятии не соблюдается технология производства, уволился высококлассный технолог, в цехе закваски не хватает моечных средств, медвежьегорская продукция теряет качество и вытесняется другими производителями.
Люди с тоской вспоминают Алексея Федотова, который руководил молокозаводом почти четверть века. Почему Федотов продал завод? Местные журналисты тоже задавались этим вопросом, но ответа от прежнего собственника так и не получили.
Говорят, что Алексей Федотов поменял номер телефона, ведет замкнутый образ жизни и прошлое старается не обсуждать.
Еще совсем недавно – в январе 2015 года — теперь уже бывший министр сельского хозяйства Григорий Мануйлов рассказывал депутатам ЗС РК о перспективном инвесторе из Санкт-Петербурга «Белоусов групп», который теоретически был готов приобрести совхоз «Толвуйский». Тогда у депутатов хватило энергии, чтобы затормозить приватизацию трех карельских совхозов. Они напомнили министру, что компания «Белоусов групп» задолжала более 7 миллионов рублей совхозу «Толвуйский» за уже поставленное молоко.
В Интернете есть немало интересных публикаций, рассказывающих о проектах компании «Белоусов групп» и о кооперативе «Семейный капитал», охотно принимающего у граждан их сбережения. Кажется, проблем в Карелии может прибавиться…
Антонина Кябелева
http://ptzgovorit.ru/content/medvezhegorskiy-molokozavod-mozhet-ne-perezhit-piterskogo-investora