Не допустить социальной напряженности
Комментарий к заседанию бюджетной комиссии РК
Наш сайт рассказал его посетителям о заседании бюджетной комиссии РК 26 августа, на котором были рассмотрены прогнозы социально-экономического развития Карелии на ближайшие три года. На этом заседании присутствовала заместитель председателя рескома профсоюза работников образования Е.Макарова. Сегодня Евгения Даниловна комментирует итоги этого заседания.
— Судя по тому, что мы услышали на заседании от членов бюджетной комиссии, ни у них, ни в целом у исполнительной власти республики нет намерений изменить ситуацию с уровнем оплаты труда работников бюджетной сферы.
Что вызывает недоумение?
По роду нашей деятельности мы часто общаемся с коллегами из разных регионов России, в частности, из северо-западного федерального округа. Приходится невольно сравнивать, как обстоят дела у них и как у нас. Во многих регионах, «похожих» на Карелию и по географическому расположению, и по уровню развития, в Год учителя для учителя сделано очень много. Регионы также дотационные, также развиваются в условиях кризиса, но там власть нашла возможность заметить труд учителя, материально поддержать. Есть регионы, например, Псковская область, где педагоги нынешним летом получили очень много льготных путевок. У них и уровень оплаты труда значительно выше.
Вызывает тревогу однозначная позиция нового министра финансов РК Алексея Максимова: раз бюджет слабый, значит, и поднимать вопрос о том, чтобы найти возможности повысить уровень оплаты труда бюджетников, не стоит и поднимать. Причем, министр даже сроки называет: в течение всего 2011 года соотношение бюджета будет не в пользу бюджетников.
Вспоминаются все те договоренности, которые были достигнуты на переговорах социальных партнеров – профсоюзов, правительства и работодателей, о том, что осенью этого года мы вернемся к рассмотрению этого вопроса. Да, стал новым состав правительства. Но ведь новый его состав является правопреемником прежнего правительства, разве нет? И если это так, то остаются правомочными гарантии и договоренности, которые были достигнуты раннее. В частности, социальные гарантии.
Перед началом нового учебного года мы ежедневно связываемся по телефону с нашими представителями в районах, с председателями горкомов и райкомов. Они высказывают общую тревогу педагогического сообщества о том, что коллеги так и не получили никакой информации об обещанной индексации фонда оплаты труда. Люди ждут этого.
Информация о том, что индексации может и не быть, напряжение в коллективах только усилит. Добавьте сюда то непростое состояние коллег, с которыми они закончили год и не получили гарантий, что завтра будет лучше; добавьте продолжающиеся процессы оптимизации штатного расписания в образовательных учреждениях, поиска, якобы, неэффективных расходов в этой сфере, реорганизацию учебных учреждений в форме слияния, например, детских садов и школ – и мы получим «картинку» настроения педагогов республики.
Проблемы, с которыми мы столкнулись почти два года назад при введении новых систем оплаты труда бюджетников, никуда не исчезли, они остались. НСОТ, ориентированные на стимулирование работников к повышению качества и количества выполняемой работы, на более эффективную деятельность образовательных учреждений, на повышение реального уровня зарплаты, заявленным целям, по нашему мнению, не соответствует.
1. В условиях экономического кризиса четко обозначилась финансовая проблема, недостаток средств для введения НСОТ.
2. В каждом образовательном учреждении в пределах выделенных средств устанавливается через коллективный договор, локальные нормативные акты «своя» система оплаты труда.
3. В Карелии повышение ФОТ не на 30 процентов, а всего на 9 обеспечило лишь выполнение обязательной государственной гарантии – выплаты МРОТ неквалифицированным работникам; существенного повышения оплаты труда высококвалифицированных работников не произошло.
4. Стало очевидным различие в заработной плате специалистов одного уровня квалификации в различных учреждениях.
5. Уровень оплаты труда руководителей учреждений заметно «обгоняет» рост зарплаты основного персонала.
Все это не способствует созданию благоприятной атмосферы в коллективах, наоборот, ведет к нарастанию уровня социальной напряженности.
Реском профсоюза работников образования считает, что в этих условиях для финансового сопровождения введения НСОТ необходимо:
во-первых, установить на федеральном уровне базовую ставку (единую по всей стране), обеспеченную финансовыми обязательствами (государственная гарантия),
во-вторых, на уровне республики изменить в сторону увеличения финансовый норматив для расчета субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования.
Евгения МАКАРОВА