Неэффективные расходы
Как при их сокращении не забыть про простых людей?
Если набрать в Интернете в поисковике запрос по теме «неэффективные расходы», то можно увидеть целый ряд сообщений: «Волгоградская область в аутсайдерах по уровню неэффективных расходов. Объем неэффективных расходов влияет в том числе и на участие региона в ФЦП, получение федеральных средств», «В Зауралье неэффективные расходы сократят на 200 миллионов рублей…», «Сократить неэффективные расходы в сети краевых государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти Приморского края — такую задачу поставил губернатор края…» и т.д.
Правительство Карелии в ближайшие два года так же намерено в полтора раза сократить объем неэффективных расходов. Как сообщил министр финансов Карелии Игорь Усынин на январском заседании республиканского правительства, объем неэффективных расходов карельской казны в 2010 году составил ни много, ни мало 2,2 миллиарда рублей, из которых почти половина приходится на сферу образования, а еще 35 процентов — на систему здравоохранения.
Что же такое неэффективные расходы? Как их рассчитать? Какая нормативная база по данному вопросу существует? Как в стремлении сокращать бюджетные расходы не забыть про простых людей?
Все эти вопросы с заместителем министра финансов С.Алексеевой и специалистами данного министерства на рабочем совещании обсуждали председатели республиканских организаций профсоюзов бюджетной сферы – образования Т.Мешкова, здравоохранения И.Смирнова, госучреждений И.Титова, культуры Л.Шкаева. В совещании принимала участие заместитель председателя Объединения – А.Лопаткина и представители министерства труда — Н.Торицина, И.Рожкова.
Основными нормативными документами, определяющими политику по данному вопросу являются:
— Постановление Правительства РФ от 15.04.2009 № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», в котором определен порядок расчета объема неэффективных расходов;
— Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
И в том, и в другом нормативном правовом акте утверждены формулы расчета объема неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами.
В Карелии правовую базу по данному вопросу составляют:
— Указ Главы РК от 18.03.2009 N 22 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия»;
— Распоряжение Главы РК от 27.08.2010 N 657-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия»;
— Постановление Правительства РК от 29.06.2009 N 140-П «Об утверждении Порядка выделения грантов муниципальным образованиям в целях поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
На совещании представители министерства финансов рассказали о системе рейтингования регионов по эффективности деятельности органов государственной власти, о применяемых методиках расчетов, привели примеры, когда эти расходы считаются неэффективными, что нужно сделать для их оптимизации и т.д.
В ходе обсуждения обозначились и болевые точки. Так, в ходе совещания профсоюзными лидерами обозначены следующие проблемы:
— во-первых, то, что два вроде бы разных процесса – работа по сокращению неэффективных расходов (которая, безусловно, необходима) и вопрос индексации заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 июня 2011 года – смешались и зачастую трактуются рядом руководителей неправильно; поиск неэффективных расходов проводится только в направлении оптимизации штата;
— во-вторых, остается важным вопрос – как производить индексацию. В соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ одной из государственных гарантий является обеспечение уровня реального содержания заработной платы, включая, в том числе, и индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В настоящий момент, заработная плата бюджетников не индексировалась с января 2009 года, т.е., гарантии не реализованы. В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов. В Единых рекомендациях на 2011 год записано, что «бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах на 2011 год на увеличение фондов оплаты труда работников учреждений, рекомендуется направлять преимущественно на увеличение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в пределах указанных ассигнований». Такая позиция совпадает и с мнением профсоюза;
— в-третьих, учет мнения выборного профсоюзного органа. В период введения новых систем оплаты труда руководители организаций повернулись лицом к профсоюзам, видели в них помощника при согласовании нормативных документов, но сейчас, к сожалению, даже выборочные проверки показывают, что опять пошли нарушения, и об учете мнения выборного профсоюзного органа работодатели частенько «забывают». Поэтому профсоюзы акцентируют внимание социальных партнеров на том, что в соответствии со ст. 372 ТК РФ необходимо в обязательном порядке направлять проект локального нормативного акта и обоснование по нему в профком. Цель такого требования одна: чтобы распределение данных ассигнований в учреждения не породили волну нарушений или недовольств.
Анна ЛОПАТКИНА,
заместитель председателя ООП в РК