Преодолеть бедность в России
Пути решения этой первостепенной важности задачи осмыслили 6 июня участники «круглого стола» в Петрозаводске, организатором которого выступил Совет неправительственных организаций при Председателе Законодательного Собрания РК.
Совместное мероприятие Комисии по вопросам социального развития Общественной палаты РФ и комитета по социальной политике Законодательного Собрания РК тематически обозначенное «Общество – бизнес – власть: пути преодоления бедности», а нем приняли участие представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, бизнеса и общественности вылилось в предметный анализ этой злободневной проблемы — бедности россиян, поиск подходов к ее решению.
Так, выступление министра экономического развития РК М.Юринов сосредоточил внимание на позитивных моментах карельской экономики. В свою очередь Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития А.Очирова, рассказывая о стратегии преодоления бедности в России, особый акцент сделала на том, что более 20 млн россиян, т.е. каждый седьмой, живет за чертой бедности, что «страна развивается в условиях отсутствия стратегии развития страны», а это в свою очередь не позволяет эффективно бороться с бедностью.
Она и другие выступающие, к сожалению, не дали исчерпывающих рецептов, как побороть эту напасть – нищету россиян. Тем не менее, разговор стал еще одной попыткой «озвучить» острейшую проблему современной России, привлечь к ней внимание, «самонацелиться» на ее решение.
На «круглом столе» выступила заместитель председателя Объединения организаций профсоюзов в РК Надежда Махаева, раскрывшая роль профсоюзов в решении вопросов повышения уровня оплаты труда в Карелии.
Она, в частности, сказала:
— Говоря о преодолении бедности, хотелось бы обращаться к конкретике, к экономике, потому что проблемы, о которых мы говорим , общероссийские, и нам здесь их не решить. И тем не менее, решая их, мы можем найти точки взаимопонимания, наметить пути решения проблемы бедности.
Хочу начать с того, что бедность как явление в России представляет угрозу стабильности в обществе. В условиях бедности не может быть высокоэффективного развития общества, конкурентоспособного .
Общество деградирует, когда бедность растет. Поэтому не надо было ждать 15 лет, чтобы придти к пониманию того, что наличие тенденции к увеличению процента бедности лишает нас перспективы развития.
Причины бедности – они ведь на поверхности. Они понятны всем здесь присутствующим. Они в том, что на протяжении последних 15 лет велась недостаточно продуманная политика в нашем государстве. Принимались ошибочные решения, которые вели к увеличению бедности в стране, а реформы, которые проводились, они проводились в основном за счет населения. Поэтому такая разница в доходах богатых и бедных и этот разрыв, как уже здесь правильно говорилось, будет увеличиваться. И не видеть эту проблему – быть слепым.
Что касается власти, то ее беда и вина в том, что власть дает большие преференции бизнесу . Власть сама не берет на себя решение социальных проблем и бизнес не напрягает. Она не ставит бизнес в условия, которые бы заставляли его думать о социальной составляющей своей деятельности, о развитии социального партнерства как механизма цивилизованного решения вопросов в сфере социально-трудовых отношений. Чтобы бизнес понимал, что без социального партнерства не будет ни эффективного производства, ни эффективного работника, ни эффективного развития экономики.
А если власть сама допускает, что работники бюджетной сферы получают заработную плату ниже прожиточного минимума, то, конечно, ей неудобно спросить с бизнеса, который точно также держит зачастую работника в черном теле, мало платит за труд.
Вот когда сама власть обеспечит бюджетникам заработную плату по меньшей мере выше прожиточного минимума, тогда она сможет справедливо предъявить претензии к бизнесу и потребовать, чтобы он выполнял эти условия.
Что касается роли места профсоюзов в решении проблемы роста заработной платы, то я не буду вас убеждать в том, что профсоюзы смогут решить эту проблему. Можно в кровь лоб разбить, но не решить ее. А не решить , потому что ныне не формируется идеология социального партнерства ни на уровне власти, ни на уровне работодателя. И у нс в республике та же картина. Вопреки бравурным заявлениям президента Союза работодателей республики Николая Ивановича Макарова я бы воздержалась от восхитительных оценок качества социального партнерства в республике.
Да, действительно, мы уже более десяти лет заключаем республиканское трехстороннее Соглашение, но оно неэффективно. Оно не конкретно и не дает улучшения качества жизни . Оно и не получает ожидаемой поддержки у жителей Карелии потому, что не влияет на улучшение качества жизни.
Что же нужно для того, чтобы соглашения, которые мы заключаем и на уровне республики, и на уровне городов и районов работали?
На мой взгляд, нужно, с одной стороны, очень мало, но, с другой, — очень много. Мало – это понимания того, что без социальной ответственности перед своим работником, перед жителями муниципального образования, перед населением республики у нас нет будущего. Казалось бы: идеология социального партнерства формируется в республике уже более десяти лет, но, оказывается, только сейчас союз работодателей пришел к осознанию своей роли.
Мы, профсоюзы, сегодня помимо чисто защитных функций вынуждены осуществлять функцию «воспитательную» — пытаемся , извините за выражение, вдалбливать в голову работодателю, что он также ответственен за развитие социального партнерства как и профсоюзы, что он несет такую же ответственность за социальное партнерство – за разработку, заключение и выполнение колдоговоров, соглашений.
Я думаю, и власти надо обратить серьезное внимание на развитие социального партнерства, Главе Республике С.Л.Катанандову – возглавить республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, потому что без его участия по-настоящему Соглашение не будет работать.
Второе. Сегодня в республике 20 тысяч хозяйствующих субъектов. А профсоюзные организации созданы и действуют только в 1010 предприятий и организаций, а это всего 5%. И только в пяти процентах не потому, что люди не хотят вступать в профсоюз для защиты своих прав и интересов. Причина в том, что работодатель не хочет воспринимать идеологию профсоюзов, препятствует созданию первичных профорганизаций. Особенно на частых предприятиях. Ну не хочет он ни профсоюза, ни социального партнерства! Ни переговоров, ни социальной ответственности.
Мы об этом знаем, знаем адреса «противников» партнерства, пытаемся, и не всегда безуспешно, повернуть таких работодателей лицом к работникам, первички создаем. Но только «палок в колеса» работодатели на этом пути много вставляют.
И союзу работодателей стараемся помогать, городское объединение работодателей не без поддержки профсоюзов создано. Но вдумайтесь: 20 тысяч хозяйствующих субъектов в Карелии, а в Союз работодателей официально вступило, по собственному признанию его президента, чуть больше ста руководителей. Это же 0,05 %! Какое же влияние могут оказывать работодатели на повышение качества социального партнерства, качества жизни, если они работают вне поля влияния союза работодателей?
Может быть, пора и власть употребить в отношении тех работодателей, которые не хотят строить трудовые отношения в рамках законодательства и, если хотите, здравого смысла.
Мы с властью и работниками вроде бы пришли к пониманию того, что на территории республики не должно быть хозяйствующих субъектов, где бы платили теневую зарплату, не должно быть предприятий, где бы работники получали заработную плату ниже прожиточного минимума. Если мы эти две позиции вместе с властью, с Союзом работодателей облечем в какой – то документ и будем добиваться реализации этой задачи, то это и будет конкретным делом, конкретным шагом на пути к преодолению бедности, снижению количества бедных в РК.
Мы уже сколько лет говорим: не может быть богатого, сильного государства, если столь большое число граждан в нем будет жить за чертой бедности. Главное в борьбе с бедностью – это, как ни посмотри, прежде всего, достойная заработная плата. Между тем даже задача выведения заработной платы на уровень не ниже прожиточного минимума непростительно долго тормозится, в том числе и на уровне федеральной власти. Хотя в законодательстве закреплено, что зарплата не может быть ниже прожиточного минимума.
Я так понимаю, что задача и Общественной палаты, всех нас добиваться, чтобы эта закрепленная в законе норма реально работала на всей территории России.
Не будет бедного работающего – не будет и проблемы с бедностью в России.