При трудовых конфликтах больше уповают на власть, чем на суд
Научно-мониторинговый центр “Трудовые конфликты” при Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов подготовил обзор трудовых конфликтов по стране за 2015 год.
Социально-экономическая обстановка в России 2015 года по степени общей напряженности трудовых отношений определяется специалистами как кризисная. В течение года было отмечено 156 значимых социально-трудовых столкновений, которые сопровождались забастовками, остановками работы, митингами и другими протестными действиями. Эти события перестали быть локальными конфликтами и информация о них существенно влияла на социальную обстановку регионов в целом.
В 2015 году зафиксировано конфликтов на 11% больше, чем в 2014 году, и на 23% больше, чем в 2013-м.
Если выделить лидирующие в этой области регионы, то можно отметить, что к привычным лидерам — Свердловской области, Приморскому краю, Москве, Санкт-Петербургу и Челябинской области, добавились Республика Хакасия, Иркутская область и Забайкальский край.
Кризисные отрасли по-прежнему теже: обрабатывающие производства (изготовление машин и оборудования), строительство (промышленные объекты, транспортная инфраструктура), транспорт. Центром отмечен рост напряженности и в бюджетных отраслях (здравоохранение, образование, культура).
Как отмечает газета «Солидарность», конфликты в 2015 году возникали также в отраслях, где ранее они не фиксировались: научные исследования и разработки, гостиничный бизнес, операции с недвижимостью.
В последние три года увеличивается число конфликтов, в связи полной невыплатой зарплаты (60% всех СТК), сокращением штата и увольнениями (22% и 9%), снижением уровня оплаты труда и отсутствием индексации (4%).
Отмечен рост количества забастовок (2015 — 34 забастовки и отказа от выполнения трудовых обязанностей, 2014 — 27), причем отказы от выполнения обязанностей были вдвое чаще (19), чем годом ранее. Заметно больше стало обращений в органы государственной власти (на 32%), в надзорные органы (на 24%), а также угроз проведения митингов, пикетов или других публичных акций (на 135%).
В разгар кризиса или конфликта люди предпочитатют обращения к президенту страны, в органы власти, прокуратуру, Рострудинспекцию, правительство РФ в минувшем году применялись в 95% случаев (2014 — 88%) против 3% обращений к администрации предприятия и собственнику (2014 — 10%). При этом непосредственно в суды работники подавали заявления лишь в 2% случаев.
Как отмечает «Солидарность», это указывает на то, что система социального партнерства на уровне предприятия не в состоянии справиться с возникающими противоречиями. Из-за необходимости соблюдения формальных процедур и недостаточного охвата рабочих мест профсоюзами работникам не удается перевести возникающие конфликты в русло судебного разбирательства. Работники вынуждены “выносить сор из избы”, обращаться в инстанции, не являющиеся работодателем, апеллировать к надзорным или политическим органам. Анализ действующего законодательства, содержащего последовательные процедуры прохождения трудовых конфликтов, определенно указывает на сложность его практического применения, излишнюю заорганизованность. Вместе с тем протесты и меры давления на работодателей дают результаты вне зависимости от легитимности действий. Большая часть конфликтов заканчивается в пользу работников, хотя степень успешности их действий в прошедшем году снизилась. В 2015 году трудящиеся добились удовлетворения своих требований полностью в 37% случаев (2014 — 30%), частично в 45% случаев (2014 — 63%) и получили отказ в 18% случаев (2014 — 9,7%). Рост количества отказов связан с возросшим числом ликвидаций и банкротств предприятий.
Среди наиболее весомых причин конфликтов — недостаток собственных средств у предприятий. Этот фактор в различных отраслях имел разные истоки: в автомобильной промышленности главную роль играло резкое снижение продаж автомобилей на рынке; в производстве машин и оборудования сказалось уменьшение доступной денежной массы для кредитования. В некоторых базовых отраслях (добыча полезных ископаемых, первичная металлообработка) решающее значение имели колебания цен на сырье и переделы на мировых рынках. Общим трендом можно назвать нараставшую в течение года депрессию на внутреннем рынке, совпадавшую с глобальными тенденциями.
В прошедшем году отмечалось влияние секторальных санкций, введенных против российских предприятий и экономики в целом. Особенно негативно санкции сказывались на количестве рабочих мест в экономике: многие предприятия, потеряв возможность наращивать производство, отказались от создания новых рабочих мест и приема на работу, а в ряде случаев пошли на сокращения. На предприятиях среднего и малого размера, нацеленных на потребительский рынок, сильно отражались колебания и падение курса рубля. Фактически закрылись возможности приобретения импортного оборудования: поскольку срок его окупаемости определить было невозможно, программы развития сворачивались, малые и средние предприятия переходили в режим экономии.
В этих условиях 2015 года четко прослеживаются следующие тенденции: отказ от индексации зарплат или снижение уровня оплаты труда, сокращение рабочих мест, введение неполной рабочей недели. Безусловно, это нанесло сильный удар по доходам семей работников и снизило потребительскую активность.
Подробнее о кризисной ситуации в странеможно прочесть здесь.