Профсоюзная перестройка. СТО ЛЕТ НА СТРАЖЕ ТРУДА
Защита социально-трудовых прав и интересов трудящихся — так можно определить основную цель профсоюзов в годы перестройки. В середине 1980-х гг. уже не представлялось возможным улучшить функционирование системы частными изменениями. Руководство страны во главе с М. С. Горбачевым провозгласило лозунги «ускорение», «перестройка». Были разработаны программы «Интенсификация-90», «Качество-90», «Материалоемкость-90». Однако ни одна из этих программ не была полностью выполнена, поскольку не работали система управления программами и механизм их реализации. «Закон о государственном предприятии» от 30 июня 1987 г. был призван обеспечить переход на принципы хозрасчета и самофинансирования. Предполагался постепенный переход от посредничества Госплана к непосредственным связям предприятий с поставщиками и потребителями с предоставлением права самим планировать свою деятельность.
В действительности государство, оставаясь главным заказчиком в промышленности, почти полностью покрывало госзаказом производственные мощности предприятий, оставляло за ними весьма ограниченные возможности коммерческой деятельности. Сфера рынка ограничивалась договорами между предприятиями, а централизованный контроль, напротив, усилился благодаря введению «госприемки» — проверки качества выпускаемой продукции в момент ее сдачи.
Расширялась сфера деятельности для частного предпринимательства, и происходил интенсивный рост кооперативов.
VI Пленум ВЦСПС определил первоочередной задачей профсоюзов защиту законных интересов трудящихся в области оплаты труда.
Проблема цен была и остается острой, она каждодневно присутствует в работе. В связи с ростом цен надо добиваться применения компенсации. Надо усиливать рабочий контроль на производстве, в сфере торговли и общественного питания.
В 1987 г. в областной совет профсоюзов поступило 694 жалобы по вопросам увольнения с работы, нарушения режима труда и от¬дыха, перевода, оплаты труда, в 1988 г. — 630, по личным вопросам на приеме побывало 5880 человек.
В современных условиях профсоюзные комитеты должны осуществлять свои защитные функции, в том числе и по отношению к решениям совета трудового коллектива. Принципиальную позицию в решении вопросов защиты интересов трудящихся занимают председатели профсоюзных комитетов ПО «Сегежабумпром» (Седов А. А.), завода «Онего» (Коржавин А. Г.), трикотажной фабрики (Мишанкова Т. Н.), ПО «Железобетон» (Карпова Г. Е.) и др.
Надо в корне улучшать организационную работу профсоюзов.
ВЦСПС принял ряд постановлений, направленных на улучшение работы и предоставления самостоятельности профсоюзным комитетам.
Каждая профсоюзная организация самостоятельно должна определять форму голосования и порядок избрания профсоюзных органов. Каждый профработник и профактивист должен быть независим и законодательно защищен от диктата руководителей.
Вносится предложение об издании профсоюзной газеты и, если делегаты не возражают, начать выпуск газеты в I квартале 1990 г.
Свою принципиальную точку зрения о ситуации, сложившейся в профсоюзах, остро высказал делегат, председатель профсоюзного комитета одного из ведущих предприятий республики — Костомукшского ГОКа Романенко С. В.
В частности он сказал: «…Появилось неверие в профсоюзы, их органы всех уровней, их полезность и способность реально защитить интересы трудящихся. Люди не верят, что те, кто превратил профсоюзы в декоративный придаток административно-бюрократической системы, вдруг обретут в себе силы и желание совершить революционные преобразования про¬фсоюзов. VI пленум ВЦСПС сделал первые робкие шаги, которые к тому же делаем на ощупь. И это объективно обусловлено, ибо до настоящего времени нет научно обоснованной концепции про¬фсоюзов в сложившейся в стране обстановке. Государство (а точнее, бюрократическая система) с удовлетворением делегировало профсоюзам массу своих второстепенных функций (профсоюзы подменяли работу более двухсот общественных организаций), как хотите, а дело государства — сторона, лишь бы профсоюзы не стали тем, чем единственно они должны быть — надежным щитом трудящихся.
Профсоюзы организовывают фестивали и смотры, а стачки и забастовки организовывают стачкомы, ибо такие серьезные вещи профсоюзам доверить нельзя — не будут знать, что делать. Да и в самих забастовках могло не быть нужды, будь органы профсоюза на высоте. Давайте скажем, что правительство Карелии уже представило в совпроф свою программу продовольственного обеспечения населения или устройства освобождающихся по сокращению кадров на предприятиях. А индексы жизни, инфляция и дефляция? Знаем мы, к примеру, сколько человек в республике живет на пороге бедности и как завтра будет осуществляться их социальная защита? Думается, нет, не знаем. Почему, если нашу северную зарплату очистить от коэффициентов и надбавок, то она становится значительно ниже южной? Вопросов, товарищи, много, ответов нет. И не будет, пока мы будем придерживаться прежнего понимания роли профсоюзов.
Предложения: надо отказаться от принципа демократического централизма; оставить те профсоюзные организации, которые нужны «первичкам», причем с учетом их переориентации только на защитные функции. А это значит, что культурно-физкультурные-организационные функции следует передать снова государству, а также соцстрах. За собой сохранить контроль.
Совету лучше иметь свою лабораторию социологических исследований или экономического анализа, чем отделы, при помощи которых проводится, в основном, контроль и руководство профсистемой. Такое руководство нам не нужно. Нужно, чтобы был штаб, были лаборатории (научные органы), вырабатывающие для нас тактику, а спросить с нас — спросит народ, и не по букве, а по магазинной полке, и со всей строгостью.
Где альтернатива профсоюзов решениям верховных органов?
Они не привыкли даже ответы давать. Здесь могут пригодится и забастовки. Такой нам видится структурно-функциональная модель будущего совпрофа: координационно-научный центр для защиты инфраструктуры».
Из постановления, принятого конференцией.
Областная межсоюзная конференция считает необходимым
— заявить, что профсоюзы республики и их выборные органы всех звеньев независимы и самостоятельны в принятии и проведении в жизнь своих программ, имеют право на законодательную инициативу;
— принять активное участие в предстоящих выборах народных депутатов РСФСР, Верховный Совет Карельской АССР и местных советов народных депутатов;
— признать, что в деятельности первичных профсоюзных организаций основополагающим является принцип самоуправления, они независимы и самостоятельности в принятии решений по структуре, формированию вышестоящих органов, в использовании финансовых средств, выборе направлений своей работы в соответствии с решениями VI пленума ВЦСПС;
— профсоюзные комитеты не подменяют советы трудовых коллективов и администрацию в выполнении хозяйственных задач, освобождаются от функций, не свойственных профсоюзам;
15 февраля 1990 г. вышел первый номер газеты профсоюзов Карелии «Голос». Тираж еженедельника была определен до 20 тысяч экземпляров. В первом номере газета обратилась к читателям: «Чем вызвано появление нового издания? Прежде всего, это объективный процесс. В условиях перестройки на первый план деятельности профсоюзов выдвигаются защитные функции. … По мысли создателей, газета призвана стать общественной трибуной трудящихся республики. Надеемся, что разговор будет идти вокруг жизненно важных для народа проблем. На сегодняшний день таковыми являются проблемы продовольственная, жилищная, экологическая, социальной справедливости и межнациональных отношений».
Руководители профсоюзных организаций, действовавших на территории РСФСР, в ее городах, областях, краях, автономных округах и республиках, активисты, члены профсоюзов проявляли большую заинтересованность в воссоздании российского профдвижения.
Процессу обретения российским профдвижением организационной самостоятельности способствовал целый ряд факторов — это углубляющийся кризис общесоюзных правительственных структур; демократизация и связанное с ней расширение прав и свобод граждан; гласность; стремление России к государственному суверенитету; кризис профсоюзного движения страны
В профсоюзных структурах надо иметь правовые службы. В 1989 г. отраслевые обкомы профсоюзов ввели в штаты правовых инспекторов труда.
Заключение соглашений между профсоюзами и правительством республики, органами городов, районов, министерств и ведомств должно получить дальнейшее развитие.
Областной совет профсоюзов внес законопроекты в правительство и Верховный Совет Карельской АССР о занятости населения, о коллективных договорах, о возмещении за гибель рабочего на производстве и др.
Пленум Совета профсоюзов определил задачи профсоюзных организаций:
1. Реализация решений Мурманской конференции об отнесении
районов Карелии к Северным районам по оплате труда. Разработка
критериев в I квартале 1991 г.;
2. Разработка программы занятости;
3. Разработка экологических паспортов на предприятиях. Для
подготовки и реализации решений нужны профессионалы.
В газете «Голос» за № 8 от 23 февраля 1991 г. была опубликована статья заведующего отделом республиканского совета профсоюзов по экономической защите трудящихся В. Пивненко «Что сделано по решениям Мурманской межрегиональной профсоюзной конференции по социальным и экономическим проблемам Севера».
Автор, в частности, пишет о том, что 22 октября 1990 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера».
Приказом Министерства труда РСФСР № 3 от 22 ноября 1990 г. утверждена новая инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, КАССР, Коми АССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской обл., а также в Бурятской, Тувинской АССР и Читинской области. Разработка инструкции проводилась с участием Карельского республиканского Совета профсоюзов. Она отражает интересы рабочих и служащих северных территорий.
Так, работникам, уволившимся после 1 января 1991 г. с предприятий, учреждений и организаций Карелии, сохраняется непрерывный стаж трудовой деятельности, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, если перерыв между днями увольнения и днями поступления на работу не превышает сроков, установленных действующим законодательством.
Существенные льготы по начислению северных надбавок к заработной плате получила с 1 января 1991 г. наша молодежь. Молодым людям в возрасте до 30 лет, проживающим не менее одного года в Карелии и вступающим в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10 % за каждые шесть месяцев работы.
Таким образом, за 1,5 года молодые рабочие, специалисты и служащие нашей республики будут получать 30-процентную надбавку к зарплате.
С 1 января 1991 г. все студенты, учащиеся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ Карелии начали получать районные коэффициенты к стипендии и другие льготы.
В апреле 1991 г. в связи с усложнившейся политической, экономической и социальной обстановкой в стране ФНПР обратилось к профсоюзам с призывом укреплять солидарность и противостоять властям в защите своих трудовых прав.
Обращение Федерации независимых профсоюзов России к своим соотечественникам нашло широкий отклик в трудовых коллективах Карелии. Рабочие разных отраслей поддерживают выдвинутые ФНПР требования
12 ноября 1991 г. сессия Верховного Совета Карельской АССР приняла Закон «О единовременной денежной компенсации в связи с потерей работником профессиональной трудоспособности или его смертью вследствие трудового увечья». Проект этого закона внес республиканский совет профсоюзов. Этот закон начал действовать с первых дней.
Карельский республиканский совет профсоюзов разработал рекомендации по заключению коллективных договоров на предприятиях, в организациях, хозяйствах в условиях перехода экономики на рыночные отношения. При этом был обобщен обширный материал из разных регионов и отраслей РСФСР, учтены предложения профсоюзных работников и активистов, использована практика составления колдоговоров в Финляндии, Франции, Бельгии, США, Италии, Канаде, ФРГ.
По многочисленным просьбам профактивистов страны карельские рекомендации по составлению колдоговоров опубликованы в «Вестнике профсоюзов ФНПР» в № 12 за 1991 г.
15 апреля 1992 г. состоялся XIII пленум Карельского республиканского совета профсоюзов. Из 96 членов пленума присутство¬вало 65, из 11 членов ревизионной комиссии присутствовал один человек. Пленум одобрил «Декларацию социально-экономической политики по предотвращению развала производства и обнищания народа» (подготовленную советом ФНПР в марте 1992 г.).
Председателем Карельского республиканского совета профсоюзов пленум избрал Валентину Николаевну Пивненко, заместителем председателя — Бориса Ивановича Тюкова
Между мэрией г. Петрозаводска и профсоюзными организациями города подписано соглашение на 1992 г. Вот некоторые пункты данного соглашения: бесплатное медицинское обслуживание, как стационарное, так и амбулаторное; бесплатное образование в школах города для всех детей школьного возраста, подлежащих обучению; ежедневная дотация от совета 3 руб. и от мэрии 2 руб. на компенсацию стоимости школьных завтраков учащихся общеобразовательных школ;
Со 2 января 1991 г. в Карелии, на полгода раньше, чем в РСФСР, по инициативе совета профсоюзов вступил в силу Закон «О занятости населения». В республиканской службе занятости работает 33 специалиста. За 1991 г. в республиканскую службу занятости обратилось почти 12 тыс. человек, в 1992 г. (за 5 месяцев) — 31 тыс., из них 17 тысяч петрозаводчан.
По состоянию на середину июня пособия по безработице в Карелии получили 600 человек, из них 259 петрозаводчан. Бюро занятости созданы во всех районах Карелии — их 17. Служба готова хоть сегодня переобучить около 5 тыс. человек. По показателю обучения и переобучения карельская служба занятости занимает сейчас второе место в России (лучшие показатели в Челябинске).
В Петрозаводске внедрена компьютерная система обработки данных, по безработице. Создан необходимый информационный банк. К этому приступили также в Сегеже.
Опыт петрозаводчан находит признание на российском уровне., используется в двенадцати областях России. Для обмена опытом в Петрозаводске побывали представители Молдавии, Казахстана, Белоруссии, Финляндии и Швеции.
Правительство Карелии признало требования республиканского стачкома и совета профсоюзов о порядке рассмотрения коллективного трудового спора без доведения до суда. Первое заседание образованной примирительной комиссии, в которую вошли представители обеих сторон, состоялось 7 августа. Правительство представит стачкому и совпрофу все необходимые документы и предоставит право участвовать в подготовке и принятии правительством решений по спорным вопросам. Требования стачкома были приняты. Вопрос расчетов с работниками детских оздоровительных учреждений решен. Те и другие вправе привлекать экспертов. Переговоры будут продолжены.
«Верховный Совет Российской Федерации при поименном голосовании 19 февраля 1993 г. принял Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Принято решение в ближайшее время рассмотреть дополнительные предложения и поправки к закону».
Сообщая об этом телеграммой в Совет профсоюзов, председатель ФНПР И. Клочков благодарит руководителей членских организаций северных территорий за активную работу над проектом, конструктивные предложения и постоянную поддержку.
5 декабря 1993 г. Президент РСФСР Б. Ельцин подписал Указ «О повышении минимального размера оплаты труда». В указе сказано: «1. Повысить минимальный размер оплаты труда в 1,9 раза и установить его с 1 декабря 1993 г. в сумме 14620 рублей в месяц…».52
После возвращения с семинара-совещания руководителей членских организаций ФНПР в г. Москве, заместитель председателя Карельского республиканского совета профсоюзов Б. И. Тюков дал интервью газете «Голос»». Он сказал: «Разве можно мириться с тем, что из пятидесяти основных пунктов генерального соглашения 1993 г. выполнено только пятнадцать. Правительством Российской Федерации игнорировалась работа трехсторонней комиссии. Профсоюзы крепко припугнули октябрьскими событиями. После изгнания (через добровольный уход) смелого и толкового лидера И. Е. Клочкова от профсоюзов ждут смирения и соглашательства».53 Клочков Игорь Евгеньевич, председатель совета Российского банка «Солидарность» г. Москвы, избран в числе 4 депутатов от Аграрной партии России в Государственную Думу по общефедеральному округу.54
После II съезда ФНПР профсоюзам приходилось работать в тяжелейших морально-политических условиях. Многое пришлось начинать заново. Из управления профсоюзов в октябре был изъят фонд социального страхования, под угрозой срыва была работа российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, всерьез обсуждался вопрос об ограничении деятельности профсоюзов. Федерация и входящие в нее членские организации по существу оказались в информационной блокаде. Тем не менее, в период между II и III съездами ФНПР удалось укрепить авторитет и влияние профцентра в обществе, отстоять институт социального партнерства, инициируемый ФНПР с декабря 1991 г., сделать регулярной работу ТК, добиться заключения генерального соглашения с правительством РФ и работодателями на 1994—1997 гг. По инициативе и под давлением ФНПР был разработан и принят Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюзы официально стали главным субъектом коллективных переговоров на всех уровнях, получили широкие права контроля за соблюдением социально-трудовых прав работников, экологических стандартов.55
Газета «Голос» 14 апреля 1994 г. в статье «Когда же придет день настоящего делового партнерства?» писала «11 апреля 1994 г. состоялось заседание республиканского совета профсоюзов. Его можно было назвать беспрецедентным. Оно началось с большой задержкой, поскольку по главному вопросу — «О выполнении Соглашения за 1993 год» — председатель Совета Министров Республики Карелия С. Блинников на заседание, хотя это было оговорено, не явился.
Естественно, это было расценено многими участниками заседания как неуважение к профсоюзам и нежелание руководства республики строить отношения на деловой основе и принципах равного социального партнерства. А если учесть, что из-за Блинникова и без того дважды пришлось переносить уже объявленные сроки заседания, то неявка без объяснений выглядит уже просто неприличной.