Профсоюзы рассказали, как добиться индексации зарплаты
Советы от профсоюзов — в канун Первомая
Первого мая будет проходить традиционная демонстрация профсоюзов. Сейчас, в период экономического кризиса и общего падения уровня жизни, их роль становится очень весомой. Можно ли с помощью профсоюзов добиваться каких-то шагов в сторону коллектива от работодателя?
Накануне первомайского праздника на вопросы «АиФ-Карелия» ответил руководитель карельского отраслевого профсоюза жизнеобеспечения (работники ЖКХ, энергетики и т.д.) Андрей Пахомов.
Какая задача у профсоюзов?
Сергей Хорошавин «АиФ-Карелия»: Андрей Владимирович, чего сейчас ждут от профсоюзов обычные люди и что вы им можете дать?
Андрей Пахомов: Естественно, главная функция профсоюзов — защита человека труда — не меняется. Более того, если в советское время эта задача несколько «размывалась», так как защищать интересы наемного рабочего бралось государство, да и трудились люди именно на государство, то в новых рыночных условиях именно профсоюзы становятся тем фундаментом, на который люди могут опереться в своих спорах с работодателями, как частными, так и государственными. И в тех случаях, когда во главе профсоюзной организации на предприятии оказываются люди с активной жизненной позицией, которые грамотно выстраивают взаимодействие и с коллективом, и с руководством предприятия, удается добиться многого. К сожалению, есть и примеры того, как на профсоюзных активистов давят, и тогда мы, региональный профсоюз, берем их под свою защиту.
Как давят на активистов?
— В чем выражается давление работодателя?
— Только за 2016 год мы участвовали в 23 исках к работодателям, пытавшимся так или иначе заставить профсоюз замолчать. Типичная история — ситуация с Балахоновым, руководителем профсоюза на муниципальном предприятии ЖКХ в Кондопоге. У него всё было нормально, пока он от имени профсоюзов не стал интересоваться, а что, собственно, происходит с предприятием, что там с процедурой банкротства. Вот тут и началось: ему сначала перестали начислять и выдавать премии. В приказах фигурировала формулировка «за формальное отношение к работе». В последующем ему объявили замечание, а потом вынесли выговор за то, что он якобы оставил рабочее место в рабочее время, и это начало складываться в систему. Замечание удалось отменить через обращение в Государственную инспекцию труда в РК, с выговором оказалось сложнее. Пришлось обратиться в судебные органы, и только через решение Кондопожского городского суда выговор был отменен. И систему, которую пытался выстроить работодатель в отношении неугодного профсоюзного лидера, удалось ликвидировать. В настоящее время отношения между профсоюзом и руководством на предприятии вроде бы улучшились, Балахонов даже впервые получил премию. Но, к сожалению, не всегда удается добиться справедливости. Несколько лет назад у нас была критическая ситуация по Беломорску. Может быть, вы помните, как там происходило. Местное муниципальное предприятие, выполняющее функции по теплоснабжению, банкротилось каждый год, так как не могло расплатиться с долгами за потребленное топливо. На следующий отопительный сезон предприятие воскресало, но под другим именем. Это и горожан, мягко говоря, нервировало, а чего говорить о работниках, перед которыми тоже накапливались долги по зарплате, обнулявшиеся каждый год после банкротства. А зарплаты, прямо скажем, у них итак были весьма и весьма скромные. Потом туда пришли частники, но история повторилась, и председатель местного профсоюза Николай Антонов развернул активную борьбу за права работников. Он вместе с рядом работников — членов профсоюза даже объявлял голодовку, проводились акции протеста. В ответ получил огромное давление. В конце концов потерял работу, понял, что в Беломорске её уже не найти и был вынужден вообще уехать из города. Такое, к сожалению, тоже бывает. И, как правило, успешность профсоюза напрямую зависит от того, поддерживают ли профсоюзных активистов в коллективе.
— Так бывает не всегда?
— К сожалению, нет. Люди — разные, многие живут по принципу «моя хата с краю». Опять же, есть и специфическая российская проблема, которая выглядит примерно так: приезжаем в тот же Беломорск, сидят местные мужики и пьют спиртосодержащий напиток «Льдинка». Спрашиваем, чего пьем-то? Они возмущаются, мол, зарплата в 8 тысяч, чего нам не пить-то? Хорошо. Через некоторое время зарплата на этом предприятии выросла до 17-18 тысяч. Те, кто потолковее, сразу сориентировались, кредиты взяли, даже машины прикупили — пусть «Ниву-Шевроле», но все-таки. Спрашиваю, а как те, которые пили? Также, говорят. Только теперь вместо «Льдинки» коньяк употребляют. Понятно, что такие люди вряд ли будут бороться за свои права.
Как добиться индексации?
— А есть примеры того, как профсоюз вмешивался и реально менял ситуацию на предприятии?
— Есть очень положительные примеры сотрудничества профсоюзов и работодателя. Главным нашим инструментом является коллективный договор, в котором прописываются взаимные обязанности сторон. К примеру, такой коллективный договор сейчас есть у петрозаводских коммунальщиков — и в нем зафиксирован пункт, с которым работодатель согласился: ежегодная индексация зарплат в соответствии с уровнем инфляции. Это, на мой взгляд, великолепный пример, потому что, как известно, по большинству предприятий в Карелии зарплаты или упали, или в последние годы не только не повышались, но и не индексировались. Но в коммунальных системах Петрозаводска понимают, насколько такая ситуация демотивирует коллектив, и идут навстречу профсоюзам. Есть и примеры того, как нам приходится решать общие отраслевые проблемы. К примеру, с уровнями вредности.
— Вредность бывает разной?
— Да, существуют, условно, 4 класса вредности, которые учитывают, насколько вредный или опасный фактор воздействует на здоровье работника в производственном процессе. И в новой федеральной методике расчета почему-то нет фактора вредности при работе с биологически опасными веществами для работников ЖКХ. У медиков, которые работают с такими веществами в пробирках — есть, а вот коммунальщики, которые эти самые вещества иногда вычерпывают, простите, ведрами — его нет. А это и профилактическое питание, и доплаты, и дополнительные дни к отпуску, которые важны, поскольку именно в отпуске — и это доказано медиками — человек восстанавливает свое здоровье. А нет отпусков — есть износ организма, больничные, финансовые потери для работодателя и государства…и так далее. Поэтому мы сейчас пытаемся через группу «Солидарность» в Государственной Думе изменить ситуацию. Думаю, нам удастся это сделать.
Какой лозунг для Первомая?
— С каким лозунгом пойдете на первомайскую демонстрацию?
— Думаю, что с лозунгом «За достойную зарплату». Именно так. Зарплата не обязательно должна быть большой. Понятно, что не все работодатели могут много платить. Но она должна быть достойной. Работающий человек не может быть нищим. Он должен иметь возможность купить одежду, прокормить семью, собрать ребенка в школу, съездить в отпуск. И это не какие-то космические требования, это тот нормальный уровень жизни, которого мы должны добиваться для каждого наемного работника.