Республиканский хозяйственный актив
Профсоюзы Карелии выступают против расслоения общества на бедных и богатых. Об этом недвусмысленно высказался на республиканском хозяйственном активе лидер профсоюзов республики Геннадий Гришунин.
Проведение ежегодных хозяйственных активов стало в Карелии уже традицией. Время проведения республиканского хозактива выбрано неслучайно – к началу марта становятся известны основные итоги прошедшего года.
Как отметил в своем выступлении Премьер-министр Правительства РК Павел Чернов, в 2004 году в Карелии обеспечен рост валового регионального продукта, который составил 106 % к уровню 2003 года. Продолжился рост экспорта товаров, возросли объемы оказываемых платных услуг населению и услуг связи. Увеличился оборот торговли, грузооборот транспорта, прибыль предприятий.
Темпы роста промышленного производства в Карелии достигнуты самые высокие за последние 5 лет – 109,3 %, что существенно превышает средние по России – 106,1%. Наибольший вклад в увеличение промышленного потенциала республики внесли электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение, лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли.
Обеспечен рост доходов бюджета Республики Карелия. Первоначально доходы республиканского бюджета были утверждены в сумме 5,8 млрд. рублей, фактически по итогам года они составили 7,6 млрд. руб. Это на 2 млрд. руб. больше, чем в 2003 году.
На начало 2005 года отсутствовала просроченная задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы. Своевременно выплачивались пособия гражданам, имеющим детей. В полном объеме профинансированы расходы на мероприятия по подготовке к зиме и централизованный завоз топлива.
Вместе с тем, не все из запланированного на 2004 год удалось решить. Сложным остается положение в сельском хозяйстве, несмотря на увеличение в полтора раза средств, направленных из республиканского бюджета на его поддержку. Произведено продукции в сопоставимых ценах на 12,5% меньше, чем в 2003 году.
В области социальной политики стратегической целью Правительства является повышение уровня социального благополучия и здоровья населения, качества жизни и предупреждение социальной напряженности в обществе.
В 2004 году в республике обеспечен устойчивый рост доходов населения. Средняя заработная плата выросла в реальном исчислении на 12,8% и составила 7000 рублей. Средний размер пенсии по республике составил 2307,9 руб. и увеличился в реальном исчислении на 10,6%.
Главной задачей Правительства Карелии в 2005 году остается борьба с бедностью, повышение качества жизни людей. С 1 января в 1,2 раза увеличена заработная плата работникам бюджетной сферы. Сохранены в прежних размерах районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате бюджетникам. Сохранены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам и работникам бюджетной сферы, работающим и проживающим в сельской местности. Значительно увеличены расходы бюджета Республики Карелия на финансирование программы «Адресная социальная помощь на 2005 год.
В ходе хозяйственного актива также выступили руководители предприятий и учреждений, органов власти и общественных организаций республики, в частности, председатель объединения профсоюзов в РК Геннадий Гришунин, который в своем выступлении отметил, что кардинальные изменения в основы функционирования всей социальной сферы страны внес ФЗ № 122. Профсоюзы с самого начала работы над законом высказывались и твердо отстаивали позицию о том, что реформирование социальной сферы возможно только после проведения необходимых глубоких экономических расчетов и тщательного анализа предлагаемых обществу преобразований с целью исключения негативных социальных последствий. А этого как раз сделано не было, что проявилось в первые же месяцы реализации закона. Яркий пример этому – транспортное обслуживание населения, внесение существенных изменений в порядок льготного лекарственного обеспечения.
Очередная реформа ЖКХ, которая коснется каждого, уже на подходе. И как будут изменяться тарифы, когда произойдет передача всех обслуживающих компаний ЖКХ из муниципальной собственности в частную, что от этой реформы получат, в частности, горожане Петрозаводска, далеко не ясно. Вступивший в действие Жилищный кодекс предусматривает принудительное выселение людей за долги без учета своевременности выплаты заработной платы.
Карельский Закон «О северах», на наш взгляд, ущемляет права работников небюджетной сферы. Снижение ставки ЕСН неизбежно приведет и уже привело к ущемлению трудящихся в оплате больничных листков, поддержании здоровья работающих людей и членов их семей, отметил он.
До настоящего времени не разработан и не запущен в действие механизм реализации ФЗ «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2005 г.» № 202, которым обязанности выплаты пособий по временной нетрудоспособности за первые два дня возложены на работодателей. Средств же в бюджетах соответствующего уровня на эти цели не предусмотрено.
Органы власти Республики Карелия восприняли эти изменения не иначе как основание для введения всевозможных ограничений и пересмотра ранее установленных льгот для наиболее незащищенных слоев населения в сторону их снижения, подтверждением чему является Закон РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в РК». Этим законом нарушается пункт 2 статьи 55 Конституции РФ, который гласит, что не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. По требованию профсоюзов России и в сам ФЗ № 122 внесено дополнение о том, что «при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления ухудшены».
Еще большую тревогу у профсоюзов РК вызывают предложения Правительства РФ по реструктуризации бюджетного сектора, одним из направлений которой предлагается изменение организационно-правовых форм учреждений здравоохранения, образования и создание на их базе автономных учреждений и некоммерческих организаций.
В частности, в здравоохранении, образовании, которые, по сути, не являются рыночными сферами действия и призваны обеспечивать реализацию конституционных прав и гарантий граждан России, в соответствии с законом фактически вводятся рыночные отношения. В этих отраслях будут предприняты поистине революционные преобразования, затрагивающие такие основополагающие позиции, как собственность, возможность ее изменения, полномочия по использованию и расходованию имеющихся материальных и финансовых ресурсов, в т.ч. созданных за счет бюджетов всех уровней и т.д.
Складывается впечатление, что авторы реформ преследуют другие цели – снятие субсидиарной ответственности государства в лице учредителей всех уровней за деятельность организаций здравоохранения, образования, культуры и минимизацией расходов на социальную сферу. Наглядно демонстрирует стремление реформаторов к расслоению общества и построение двухуровневой системы здравоохранения и образования — (элитной, богатой – для обеспеченного населения и нищей, бюджетной – для большей части населения), что, безусловно, не будет способствовать сохранению социального мира как в районе, городе, республике, так и в России в целом. Такую идею профсоюзы никогда не поддержат.
Особую озабоченность в коллективах образования, здравоохранения, культуры, отметил оратор, вызывает тот факт, что эти реформы планируется осуществить в условиях реализации глобальной реформы жилищно-коммунального хозяйства, основ социального и пенсионного страхования.
Итог обсуждения подвел Глава Республики Сергей Катанандов. В своем выступлении он обозначил основные направления работы Правительства и развития республики на 2005 год. В первую очередь, это изменение отношения в обществе к труду и повышение ответственности за свою работу.