«Слова с трибун слышат все, а профсоюзы имеют дело с реальностью»- зампредседатель КРО профсоюза работников народного образования Евгения Макарова о грядущей оптимизации школ
«Оптимизация» здравого смысла.
В Карелии продолжают «сокращать» образование.
В августе в образовательных учреждениях республики традиционно горячая пора: школы готовятся к новому учебному году. В Карелии этим летом к этим хлопотам добавляется и борьба учителей и родителей против очередной волны оптимизации, накрывающей сферу образования. За минувшие 20 лет количество образовательных учреждений в регионе сократилось с 710 до 500, отмечает заместитель Председателя организации Профсоюза работников образования Карелии Евгения Макарова
«Закрыть школу — убить село».
— Скажите, а 1-го сентября в Карелии откроется то же количество школ, которое было у нас на конец прошлого учебного года?
— Как таковой ликвидации учебных заведения этим летом не происходит, всё, что можно было закрыть, уже закрыто, однако идут процессы ликвидации детских домов (Петрозаводский детский дом №4, в Пудожском районе Авдеевский детский дом, детский дом в Медвежьегорском районе).
В большинстве районов республики продолжаются процессы оптимизации сети образовательных учреждений путем проведения реорганизационных мероприятий: в форме присоединения детских садов к школам, перевода школ из средних в основные, сокращении классов -комплектов на ступени основного общего образования за счет формирования разновозрастных классов.
На практике это уже привело к целому ряду конфликтных ситуаций, и, прежде всего, на слуху положение в Медведьежегорском районе. Здесь в целом ряде сел — Великая Губа, Шуньга, Чёлмужи, Великая Нива -происходит реорганизация сельских школ, внедрение технологии обучения разновозрастных классов. Идея, вроде бы, правильная, в этих учебных заведениях учатся иногда по 5-10 ребят, поэтому и предлагается сокращать расходы. Однако, предложенные формы вызывают недоумение. К примеру, в качестве эксперимента, предлагается создать так называемый разновозрастный класс, в который собрать детей 1 — 4 классов.
Это неправильно с точки зрения методики преподавания, противоречит федеральным образовательным стандартам, да и просто не состыковывается со здравым смыслом — как, к примеру, учитель физкультуры, будет одновременно заниматься с первоклассником, и учеником 4-го класса?
Предлагается сформировать классы-комплекты из учащихся 5-11 классов для изучения таких предметов, как физика, химия, английский язык и т.д. Реализация образовательного стандарта в условиях подобных классов-комплектов невозможна, противоречит существующей нормативно-правовой базе. В поселке Великая Нива предлагается оставить только начальную школу, а учащихся 5-9 классов ежедневно вывозить в
Толвуйскую школу или в Великую Губу для получения образования или поселить в Толвуйский интернат. Подобные процессы ведут к умиранию населенного пункта в перспективе.
Медвежьегорский район у всех на слуху, а ведь точно такие же процессы происходят и в других районах республики. Сохранить сельскую школу, а значит дать новую жизнь селу возможно только пересмотрев финансовые нормативы оказания образовательных услуг на селе.
В Карелии другие дети?
— Но, наверное, чиновники все-таки не какие-то злодеи? Действительно, денег в бюджете нет, вот и приходится выкручиваться…
— Это связано с тем, что образование в нашей стране — и, что бы ни говорили, я в этом убеждена — финансируется по остаточному принципу. Посмотрите прогнозные финансовые документы, и вы увидите, что к 2018-му году планируется, что доля образования в общем национальном продукте сократится с 4,3% до 3,8%. Но ведь это — в общем, а если присмотреться к ситуации на местах? Мы до сих пор не можем понять, кто рассчитывал и как были получены те самые федеральные стандарты образовательных услуг, в рамках которых осуществляется финансирование. Как так получилось, что на одного ученика в Карелии предусмотрено в 2-3 раза меньше средств, чем на его сверстника в Москве или Санкт-Петербурге. У нас что, дети — другие? Или у нас легче выучить ребенка? Так ведь, наоборот, не легче. Но соответственно денег меньше, и администрация ищет возможности сокращения. Во время предыдущей волны оптимизации, к примеру, под нож решили пустить ставки социальных педагогов, психологов, логопедов, всех тех педагогических работников, которые нужны для нормального воспитательного процесса в школе. Но поскольку сокращать это — дорого (надо же людям выплачивать зарплату еще 6 месяцев), то было решено изменить условия труда, и предложить им перейти на 0,5-0,25 ставку. На настоящие копейки! Смысл был в том, что люди уйдут сами, как не согласные с новыми условиями труда. Одна из социальных педагогов обратилась к нам в профсоюз, мы с ней пошли по судам, и выиграли, в конце концов, в Верховном Суде, доказав, что таким образом с людьми поступать нельзя. Создали прецедент, к которому прислушались по всей республике. Но при этом процессы сокращения расходов все равно идут — вот только что Министерство труда РФ предложило, в рамках экономии бюджета, «оптимизировать» в регионах ряд социальных льгот. В том числе и компенсацию по услугам ЖКХ, которую предоставляют сельским педагогам. Предложено разработать некие критерии и поддерживать только «нуждающихся». Вот как к этому относиться? Кадровый потенциал села под угрозой.
Трибуны и реальность.
— Со всех трибун говорят, что у нас образование в приоритете. Стране нужны образованные и грамотные специалисты. Что же, слова и дела настолько расходятся?
— Слова слышат все, а мы имеем дело непосредственно с реалиями. Сейчас говорят о том, что средняя зарплата педагога приблизилась к средней зарплате рабочего в промышленной сфере, и стала 26 500 в месяц. Учителя, когда слышат такие заявления, только руками разводят и усмехаются. В чем здесь лукавство? Дело в том, что такую зарплату педагог получает на руки, только в случае, когда он один «тянет», к примеру, 2 ставки, то есть взваливает на себя двойную нагрузку. Это законом не запрещено, но сами понимаете, насколько страдает в результате качество обучения — нужно проверить 30 тетрадок, или 60, подготовить материал к 20 урокам, или к 40, есть значительная разница. Если же педагог работает, так как и должен, на ставку, то зарплата у него будет с учетом «северных» в Карелии примерно 14-15 тысяч в месяц. И то по статистике, в которую включают, между прочим, и те самые льготы про ЖКХ, про которые я только что говорила.
— Что же будет с нашим образованием дальше?
— Мы, как Профсоюзы, все эти годы постоянно пытаемся смягчить тот натиск, который оказывается на образовательную сферу — коллективные договора, письма, протесты, суды (за период с 2010 по 2014 год количество материалов, направленных в Суд и рассмотренных с участием юристов территориальных организаций Профсоюза составило более 40 тысяч, при этом в 90% случаев иски были полностью или частично удовлетворены).
Однако понятно, что мы можем добиться восстановления справедливости в более-менее частных вопросах, но поменять само отношение государства к образованию мы не можем. Между тем, должна измениться вся государственная политика, и только тогда можно будет обеспечить качество образования.
За каждыми полномочиями, которые делегированы федеральным центром регионам должно последовать их финансирование в полном объеме со стороны федерального центра.
Иначе, если всё будет идти как сейчас, перспективы грустные. Качество образования будет снижаться. А этого допустить нельзя.
Для «АиФ в Карелии» беседовал Сергей Хорошавин