Социологи бьют тревогу: «Россияне работают на физическом пределе своих возможностей»
Газета Солидарность проанализировала исследования Института социологии РАН. Мы все массово перерабатываем, готовы на подвиги ради патриотических идей. И при этом, даже отдавая себе отчет в том, что жизнь стала сложнее и напряженнее россияне не считают ее плохой.
КАК ОЦЕНИВАЮТ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В СТРАНЕ
Несмотря на информацию некоторых СМИ, что люди бегут из России, что все плохо и мы все умрем, социологи обнаружили, что сами люди так не считают. Оценки ситуации напрямую зависят от материального положения респондента. Так, большинство хорошо обеспеченных граждан уверены, что состояние экономики у нас улучшилось, уровень жизни вырос, с моралью в обществе все более-менее нормально, борьба с терроризмом идет прекрасно, да и с развитием демократии проблем нет. Полностью противоположные мысли у тех, чье материальное положение подкачало. Две эти группы граждан сходятся в одном: в межнациональных отношениях дело плохо. Особенно остро эта проблема стоит для жителей крупных городов.
Россияне разделились на две сопоставимые группы: 45% считают, что социальные перемены в стране к лучшему, а 43% — к худшему. Впрочем, в связи с кризисом и событиями на Украине население смотрит в будущее с тревогой: почти половина сходится во мнении, что страну ожидают трудные времена, четверть респондентов считают, что страна будет развиваться успешно, и столько же не ожидают никаких принципиальных изменений в развитии.
Введение Западом санкций против России наших сограждан тревожит несильно: они убеждены, что рядовых людей санкции не затронут. При этом осенью 2014 года далеко не все, особенно в поселках и селах, вообще знали о санкциях. Россиян намного больше волнуют просчеты внутренней политики, а также рост курса доллара и евро. Только треть опрошенных сказали, что не заметили никакого воздействия на свою жизнь из-за этого, а половина отметила однозначно негативные последствия. Тут та же связь, что и в оценках положения дел в стране: чем благополучнее человек, тем больше его коснулись скачки валюты.
Интересно, что многие заявили о готовности поддержать меры по укреплению мощи России, даже если это будет временно связано с падением уровня жизни. Больше половины опрошенных согласились бы с ужесточением правил регистрации граждан по месту жительства, с контролем над въездом в Россию иностранцев, за деятельностью СМИ и неправительственных организаций, имеющих иностранное происхождение. Около 40% согласились бы с ужесточением контроля над выездом за рубеж россиян и за деятельностью любых СМИ и интернета. Не возражают против ограничения на проведение массовых акций (митингов, демонстраций, забастовок) 34%, и еще 49% допускают ограничения при определенных обстоятельствах.
Единственная мера, которая не будет поддержана большей частью общества ни при каких обстоятельствах, — это свободное владение огнестрельным оружием. Против нее высказались 63% опрошенных.
Но не стоит переоценивать самопожертвование наших сограждан. Большинство готовы на самоограничение прежде всего в отношении того, что либо не затрагивает совсем их привычный образ жизни, либо затрагивает в малой степени. При этом большую готовность к жертвам демонстрируют наиболее благополучные жители мегаполисов.
КАК ОЦЕНИВАЮТ СВОЮ РАБОТУ
Уровень доходов населения вырос не только по статистическим данным, но и по социологическим. По сравнению с ситуацией в 90-е годы пропорция обеспеченных и бедных поменялась полностью: если раньше бедные составляли 70% населения, то сейчас только 30%. При этом сами люди начали считать себя обеспеченными, не смущаясь тем, что у них совсем нет “запаса прочности”.
Доходы по стране очень дифференцированны: разрыв между максимальными и минимальными даже в одной и той же социологической группе составляет от 4,3 до 40 раз! В первую очередь это связано с местом проживания респондентов. В разных субъектах РФ уровень доходов отличается более чем в три раза, причем это касается не только средних, но и медианных значений. Большое значение имеет и размер населенного пункта: чем он меньше — тем беднее проживающие в нем.
Доходы более двух прожиточных минимумов на каждого члена семьи есть лишь у 45% опрошенных. Для трети семей основным источником средств являются пособия, пенсии и прочие выплаты, и доля таких семей растет. Причем в двух третях из них вообще нет трудовых доходов: почти каждый десятый в возрасте от 16 до 55 лет проживал осенью 2014 года в таких семьях, что говорит о том, что официальные цифры по безработице не соответствуют действительности.
Проблемы занятости беспокоят многих. Осенью прошлого года только треть работающих оценивали свою ситуацию на работе как хорошую, каждый десятый оценивал ее как плохую, а остальные назвали удовлетворительной. Сомневаются наши сограждане и в стабильности собственной занятости: 40% считали очень вероятным потерять работу в течение года, и только 16% были абсолютно уверены, что с ними этого не случится.
Наиболее неуверенно чувствуют себя работающие в средних городах (от 250 тыс. до 500 тыс. жителей), а спокойнее — в малых городах. Если говорить о сферах деятельности, то больше всего боятся потерять работу занятые в торговле и сфере бытового обслуживания, а также служащие без высшего образования.
Россияне массово перерабатывают. 40 часов в неделю, как положено по Трудовому кодексу, трудятся лишь менее трети всех работающих. Еще у 18% рабочая неделя длится меньше, но это в основном характерно для работающих пенсионеров. Остальные работают больше. 15% трудятся по 60 и более часов в неделю, а 5% — более 70 часов! В среднем же продолжительность рабочего дня составляет 9 часов, рабочей недели — 44,8 часа (медианное значение — 42 часа). При этом длительность рабочего времени с 2009 года увеличилась на 2 часа, а по 60 часов тогда работали лишь 5% населения.
Социологи бьют тревогу: “Россияне работают на физическом пределе своих возможностей в рамках тех шансов, которые есть для этого на локальных рынках”. Наибольшие же нагрузки — у жителей мегаполисов 31 — 40 лет, наименьшие — у возрастных работников из небольших городов и сел.
ДОВОЛЬНЫ ЛИ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ
Несмотря на то, что почти всеми сферами своей жизни (за исключением семьи и друзей) опрошенные лишь “удовлетворены”, жизнью в целом россияне довольны. В последние годы они стабильно удовлетворяют свои базовые потребности — питание, одежда, “крыша над головой”, а также социальные — хорошие отношения в семье и с друзьями. Это, безусловно, положительный факт, но недостаточный. По ряду позиций картина в течение 2014 года ухудшилась. Особенно существенно — по ситуации на работе, отдыху в период отпуска, возможности проведения досуга.
Однако, оценивая жизнь в целом, наши сограждане обращают внимание не столько на свои доходы, сколько на возможность удовлетворить свои желания. Парадоксально, но даже те, кто считает свое материальное состояние плохим, оценивают свою жизнь не как плохую, а как удовлетворительную. Оказывается, россиянам еще очень важно, даже важнее доходов, какое положение они занимают в обществе. От материальных условий большинству нужно лишь обеспечение минимального стандарта: нормальное питание, возможность купить одежду и обувь, жилье. Если этим они довольны, то дальнейшее увеличение материального благосостояния их не волнует.
Возможно, в том числе и поэтому многие спокойно отнеслись к введенным санкциям и готовы поддержать меры, которые могут быть связаны с падением уровня жизни населения. Впрочем, россияне все же не настолько альтруисты и по большей части готовы принять лишь те меры правительства, которые не касаются непосредственно их.»
Подробнее здесь