Завод жил. Завод жив. Завод будет?.
Для многих представителей рабочего коллектива Онежского тракторного завода начавшаяся процедура банкротства означает не только крах личной карьеры, но и возможную потерю исторических традиций и славы карельских тракторостроителей
25 июля на Онежском тракторном заводе состоялось собрание трудового коллектива, на котором присутствовали новый конкурсный управляющий Ф.Шепскис и внешний управляющий В.Крепяков. Эту встречу инициировал профком по просьбе трудового коллектива: период внешнего управления еще не кончился, и для многих очень неожиданным был факт судебного решения от 16 июля 2007 года о назначении конкурсного управляющего. Все понимали, что это означает банкротство завода.
С конца 2005 года, когда на предприятии была введена процедура внешнего управления, пошли подвижки, казалось, появилась надежда. Объем производства вырос, зарплату выдавали вовремя, гасились текущие задолженности, перечислялись налоговые платежи. По словам председателя профкома завода Ирины Мишиной, внешний управляющий помог отрегулировать систему перечисления профсоюзных взносов. Действовал коллективный договор, который, по оценке членов профкома, хотя и потребовал огромных усилий для согласования всех пунктов, но давал весомые социальные гарантии работающим.
Однако полностью поправить ситуацию не удалось. Внешний управляющий Владимир Крепяков, которому на собрании дали слово, видит три основных причины. Первая – пресс долгов, которые сегодня превышают 500 млн. руб. Вторая в том, что государство, по словам В.Крепякова, имевшее блокирующий пакет акций, не оказывало помощи в заключении мирового соглашения с кредиторами. Третьей причиной внешний управляющий называет износ оборудования и огромную инфраструктуру, рассчитанную на производство 12 тысяч тракторов, а не на тех трехсот, которые выходят из цехов сегодня.
Председатель профкома Ирина Мишина заранее подготовила и передала руководству вопросы, которые наиболее интересовали рабочих и инженерно-технический состав: причины конкурсного управления, перспективы работы и сроки перевода на вторую площадку, количество рабочих, необходимое для нового производства, условия приема на новое предприятие и т.д.
Конкурсный управляющий Феликс Шепскис буквально на днях приехал в Карелию. Он давно занимается процедурами банкротства, в его багаже более двадцати предприятий в разных уголках России. Сейчас, например, параллельно с деятельностью в Петрозаводске он помогает исправить положение на Саратовском авиационном заводе. Ф.Шепскис счел необходимым, как он выразился, в широком кругу обсудить ситуацию на карельском предприятии, объяснить коллективу, что и как будет происходить.
Феликс Харольдович, прежде всего, постарался дать свое видение процедуры банкротства:
— Банкротами стали не трактора, спрос на которые на рынке есть, а юридическое лицо, не сумевшее справиться с ситуацией. Бизнес по производству тракторов живой, он останется и будет востребован, но только в новой организационно-правовой форме.
Новая организационно-правовая форма – это ООО «Онежский тракторный завод». Было ОАО – стало ООО. «Профессионалы будут востребованы», — пообещал Ф.Шепскис. Он подчеркнул, что необходимо сохранить «завод с таким историческим прошлым», сохранить трудовой коллектив. Об этом, в частности, он пообещал переговорить с Главой РК Сергеем Катанандовым.
Коллективу предстоит, по словам Ф.Шепскиса, «массовый перевод на новое предприятие» — на ООО «Онежский тракторный завод». Кто не захочет, будет уволен с соблюдением всех процедур и производством всех выплат. Правда, «выплаты произведут не сразу», потому что первостепенным станет возврат долгов кредиторам. Отвечая на вопрос, он сказал, что выплаты будут произведены с учетом коллективного договора ОАО «Онежский тракторный завод».
О сроках перевода людей на новое предприятие, о том, как будет происходить «переезд» на вторую площадку, о возможности или невозможности повышения зарплат Феликс Харольдович говорить отказался: «Некорректно мне говорить за руководство нового предприятия. Моя задача – продажа этих производственных помещений».
Размышляя после собрания над его итогами, председатель профкома Ирина Мишина призналась:
— На часть поставленных вопросов конкурсный управляющий ответил, но ответил за ОАО, а что будет с ООО – это не его компетенция. Нас интересуют условия работы, заработная плата, перспективы, а на эти вопросы ответов не было.
Безусловно, людей в большей степени волнует их будущая судьба, все, что связано с новым предприятием, на котором предстоит работать, а не процедура ликвидации ОАО. И большинство участников собрания уходили с этой встречи с чувством горечи и с возросшим количеством вопросов.
— Банкротство предприятия для меня, во-первых, означает потерю коллективного договора, над которым мы так долго бились, — с горечью сказала И.Мишина. – С таким трудом добивались каждого пункта, и неплохо получилось! Теперь придется все начинать с нуля. А, во-вторых, мне очень хочется, чтобы сохранился трудовой коллектив. У нас есть то, что во многих местах уже утеряно – чувство рабочего коллектива, чувство локтя. Никто никогда не отказывается, если надо выйти сверх смены или в выходные. Наши люди умеют и любят работать!
Профсоюзный комитет вовсе не случайно ставит вопрос о сохранности трудового коллектива. Двадцать лет назад, когда И.Мишина пришла на предприятие, здесь насчитывалось 7 тысяч работающих. Сегодня в списках 1054 человека. Сколько останется после реорганизации? – на этот вопрос никто пока ответить не может. В кулуарах между собой люди откровенны: останется столько, сколько понадобится новому хозяину. Об истории, о традициях, о памяти речи вообще не идет.
Если завод в перспективе переезжает на вторую площадку, что будет с тем историческим местом, на котором расположены корпуса и откуда, собственно, три века назад начался современный Петрозаводск? Конкурсный управляющий говорил о своей главной задаче – «продаже существующих производственных помещений». Значит, все, что нынче в «ямке», будет продано? Кому? Для каких целей? В Петрозаводске уже давно идет настоящая битва за землю, тем более, в центре города. Нетрудно предположить, сколь лакомым явится для возможных покупателей исторический заводской «кусочек».
Наталья ВОЛКОВА