Проблемы и перспективы
На днях состоялось расширенное заседание Коллегии Министерства труда и занятости Республики Карелия, на котором были рассмотрены итоги работы минтруда и подведомственных государственных учреждений в 2012 году и основные задачи на 2013 год. В работе принимали участие председатель Объединения, член коллегии министерства Илья Косенков, заместитель председателя Объединения, член Общественного совета министерства Анна Лопаткина.
С докладом перед собравшимися выступил министр труда и занятости Республики Карелия Иван Скрынников. Он отметил, что в прошедшем году региональный рынок труда демонстрировал позитивное развитие и положительную динамику в сфере трудовых отношений, несмотря на снижение темпов роста объемов производства в ряде отраслей и продолжающиеся процессы высвобождения рабочей силы с предприятий республики. Так, среднегодовой уровень безработицы в 2012 году составил 1,9%, удельный вес трудоустроенных в числе обратившихся — 53,6%, что свидетельствует о выполнении установленных целевых индикаторов. Объем средств, направленных на мероприятия активной политики занятости равен 155,7 млн. рублей, в том числе из привлеченных источников (местные бюджеты, средства работодателей) 43,6 млн. рублей. Средства консолидированного бюджета, предусмотренные на реализацию мероприятий, израсходованы на 99,9%. Социальные выплаты (пособия, стипендии, материальную помощь) получили 27,9 тыс. безработных граждан на сумму более 295 млн. рублей.
Общий объем бюджетных средств, освоенных на мероприятия содействия занятости, в 2012 году составил 411,1 млн. рублей или 90% от запланированных объемов.
Выступившая на заседании Анна Лопаткина, в частности отметила, что специалистами министерства выполняется важная для большого количества людей, особенно работников наемного труда, работа. Зачастую от принимаемых специалистами рекомендаций, разрабатываемых нормативных правовых актов зависит, какие будет использованы механизмы индексации заработной платы, какие подходы будут использоваться в системах оплаты труда, а так же многие другие вопросы в сфере регулирования трудовых отношений. Важно, что все вопросы решаются совместно с профсоюзами.
Тем не менее, в вопросах развития социального партнерства в республике не все гладко. Есть примеры, когда органы местного самоуправления отказываются участвовать в работе по развитию социального партнерства или участвуют чисто формально. Профсоюзы считают, что нужно учитывать при оценке деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов такой показатель, как развитие социального партнерства в сфере труда на данной территории. И министерство должно быть заинтересовано и способствовать, чтобы такой показатель был нормативно закреплен.
Существуют и другие проблемы, которые не позволяют нам в полной мере развивать социальное партнерство, отметила в своем выступлении Анна Лопаткина. За последнее десятилетие они существенно не изменились. Нам не удалось внести изменения и дополнения в действующий, но не отвечающий запросам времени республиканский закон «О социальном партнерстве», в котором мы пытались предусмотреть механизмы, связанные с распространением соглашений:
— республиканского соглашения — на муниципальный уровень;
— республиканских отраслевых, территориальных, территориально-отраслевых на предприятия, не входящие в объединения и союзы предпринимателей. Хотя проект был согласован всеми тремя сторонами. Необходимо к нему вернуться.
Еще одна проблема — это проблема представительства сторон. Если представительство двух сторон на уровне предприятий существует, это дает возможность вести переговоры по заключению коллективных договоров, то на уровне соглашений дела обстоят значительно хуже. Именно из-за отсутствия в большинстве районов третьей стороны – стороны работодателей тормозится работа по заключению территориальных трехсторонних соглашений. По этой же причине существуют проблемы и не заключаются республиканские тарифные соглашения в строительной отрасли, в торговле, в ЖКХ и т.д.
Непростая ситуация для сторон социального партнерства складывалась в 2012 году и остается такой в начале 2013 года. Это ухудшение финансового состояния ряда крупных градообразующих предприятий. В октябре 2012 года началась процедура банкротства ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта» и под вопросом оказалась судьба 800 работников предприятия. В течение 2012 года полностью демонтирован Настеньярвский лесозавод и свыше 300 человек осталось без работы. В ноябре 2012 года о банкротстве заявил ОАО «Онежский судостроительный завод», свыше 500 работников отравлены «в простой». Большинству до сих пор не выплачена заработная плата. ОАО «Кондопога» испытывает серьезные трудности. В «простой» уже отправлено 1662 человека из шести тысяч работников. С 1 апреля под сокращением могут оказаться около 40 работников Дворца Искусств комбината. Руководство ОАО «РУСАЛ» приняло решение об отказе от производства алюминия на Надвоицком алюминиевом заводе и до 2015 года около тысячи работников комбината лишатся своих нынешних рабочих мест. Планируется закрытие предприятия ОАО «Электрокос» (в Костомукше), около 150 женщин окажутся в поиске работы.
Все эти проблемы должны активней заставлять в том числе и министерство решать вопросы и внутренней трудовой миграции. Например, если высвободится тысяча человек в Кондопоге, а в Петрозаводске как мы видим есть вакантные рабочие места, то встает вопрос как добраться до работы и обратно для такого количества людей. В перспективном планировании в настоящий момент этот вопрос ни кем не решается. Может это будет электричка, и уже сейчас нужно предварительно проговаривать с руководством железной дороги возможные варианты решения данного вопроса. Неправильно если мы будем бесконечно увеличивать поток иностранной рабочей силы, ни чего не предпринимая для решения вопросов внутренней трудовой миграции. Предлагаю записать в решение коллегии пункт об обращении к Главе РК А.П.Худилайненй по вопросу создания рабочей группы по решению вопросов внутренней трудовой миграции, совместно со всеми участвующими в данном вопросе сторонами. В первую очередь рассмотреть вопрос по Кондопоге.
Кроме сложной ситуации с трудоустройством в районах, возрастанием социального напряжения, с которым мы все сталкиваемся, отметила Анна Лопаткина, нам еще нужно вместе реагировать, согласовывать совместные позиции на возможные изменения в трудовом законодательстве.
Не прекращаются попытки представителей работодателей изменить трудовое законодательство с целью сокращения и даже ликвидации социальных гарантий наемным работникам, при многочисленных фактах нарушений работодателями трудового законодательства.
Уже внесен в Госдуму «Закон о производственных советах». Данный законопроект вносит поправку к статье 22 Трудового кодекса РФ и предусматривает создание в организациях производственных советов. Законопроект предусматривает, что в полномочия производственного совета не могут входить вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, которые по ТК отнесены к компетенции профсоюзов и их первичных профорганизаций.
Согласно проекту, производственный совет — консультативный орган. Он будет заниматься подготовкой предложений работодателю «по совершенствованию организационной структуры производства, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и технологий, повышению производительности труда и квалификации работников». Идея замечательная, кто бы спорил, но почему-то вызывает тревогу. Работодатели у нас, к сожалению, не любят в большинстве своем работать в рамках социального партнерства, поэтому несомненно возрастают риски, когда производственным советам будут навешиваться функции а-ля «советов трудовых коллективов»…
Есть и другой аспект – зачем производственные советы, например, в бюджетной сфере? Возьмем образование. С целью развития процесса в образовательном учреждении, развития принципов самоуправления и государственно-общественного управления в школах уже созданы: наблюдательные советы, общественные советы, попечительские советы, управляющие советы, педагогические советы, методические советы, родительские комитеты, детские органы самоуправления (школьные советы учащихся), советы классных руководителей, действуют профорганизации…
В-третьих, неоднозначную реакцию у профсоюзов вызвали подготовленные Министерством труда и социальной защиты РФ поправки в действующий Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011г. Согласно приказу из Порядка исключается положение об обязательном проведении аттестации на каждом рабочем месте раз в пять лет. Повторная аттестация раз в пять лет согласно приказу будет проводиться только в отношении рабочих мест с вредными или опасными условиями труда. Аргументы изменения данного Порядка министерством — это снижение административных барьеров для бизнеса. Но не ухудшит ли это условия труда наемных работников, служащих? Всё-таки хочется, чтобы во главу угла социальной политики было поставлено бережное отношение к человеку, а не «бережливое» к расходам собственников.
Федерация Независимых Профсоюзов России так же обеспокоена неконструктивным отношением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по данному вопросу, тем, что была нарушена процедура согласования данного документа. В связи с изложенным ФНПР обратилось к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Координатору Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений О.Ю.Голодец с просьбой приостановить действие упомянутого приказа, отозвать его из Минюста РФ и вынести решение об ответственности лиц, допустивших неправомочные действия.
В заключение, Анна Лопаткина поблагодарила всех специалистов министерства за их работу, пожелала веры в то, что изменить ситуацию в сфере социально-трудовых отношений мы сможем только вместе.