Трагедию в московской школе можно было предотвратить
Профсоюз образования давно пытался привлечь внимание к проблеме насилия в образовательной среде.
События, произошедшие в одной из московских школ два дня назад, вызвали широкий общественный резонанс. И теперь самые высокие ветви власти обеспокоены проблемой насилия в школах. Как защитить учителей, учеников, и самое важное, можно ли было предотвратить столь страшные события. Между тем, Общероссийский профсоюз образования еще в 2011 году обращал самое пристальное внимание на то, что происходит в общеобразовательной среде и высказывал серьезную озабоченность , призывая исполнительную и законодательную власть принять необходимые превентивные меры.
В частности, на международной конференции, прошедшей в ноябре 2011 года в Москве было принято обращение, содержащее конкретные предложения . Специалисты предлагали работать и с властью и с образовательными учреждениями и, конечно, с родителями.
- «повысить ответственность родителей за обучение и воспитание детей в федеральном законодательстве;
- предусмотреть меры, обеспечивающие гарантии безопасности всех участников образовательного процесса;
- предусмотреть в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработку и принятие кодекса профессиональной этики педагогических работников как документа, определяющего единые для всех представителей педагогической профессии этические правила профессионального поведения;
- предусмотреть в законодательстве Российской Федерации нормы, связанные с привлечением к административной и уголовной ответственности лиц, за публикации, содержащие клеветническую и порочащую работников образования информацию;
- предусмотреть меры, направленные на повышение социального статуса педагогических работников;
Министерству образования и науки Российской Федерации
- провести общероссийский мониторинг правонарушений, связанных с насилием и агрессией участников образовательного процесса в образовательной среде для анализа ситуации и подготовки соответствующих предложений с последующим созданием базы данных в этой сфере;
- на основе общероссийского мониторинга разработать комплексную программу по предупреждению насилия и агрессии в образовательной среде;
- совместно с Минкультуры России возродить на телевидении образовательные программы и создать серию фильмов формирующих положительный образ учителя;
- предусмотреть в программах образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации педагогических работников, специальные модули, направленные на развитие (формирование) их компетенции в области конфликтологии, противодействия агрессии и насилию в образовательной среде;
руководителям органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям образовательных учреждений
- разработать и принять нормативные правовые и локальные акты, направленные на предупреждение развития агрессивной среды в образовательных учреждениях и недопущение проявления негативного поведения участников образовательных отношений;
- создавать в образовательных учреждениях кабинеты психологической разгрузки для педагогических работников, «телефоны доверия» для участников образовательных отношений;
- предусмотреть меры оказания психологической поддержки для обучающихся и педагогических работников, в том числе обеспечивающих их кадровое сопровождение;
- совместно с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере здравоохранения создавать службы психолого-педагогической поддержки педагогических работников;
- предусмотреть в программах образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации педагогических работников специальные модули, направленные на развитие (формирование) их компетенции в области конфликтологии, противодействия агрессии и насилию в образовательной среде;
- создать в образовательных учреждениях постоянно действующие комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- проводить совместно с органами ученического самоуправления «Уроки добра», способствовать тесному сотрудничеству учителей, обучающихся и их родителей;
Центральному совету, региональным (межрегиональным), местным, первичным организациям Общероссийского Профсоюза образования
- организовать проведение мероприятий, направленных на выявление и предупреждение случаев проявления агрессии и насилия в образовательной среде;
- в рамках социального партнерства предусмотреть в заключаемых соглашениях и коллективных договорах комплекс мер, направленных на предупреждение развития агрессивной среды в образовательном учреждении и недопущение проявления негативного поведения со стороны участников образовательного процесса;
- совместно с органами, осуществляющими управление в сфере образования, учреждениями педагогического и дополнительного профессионального образования, организовать обучение педагогических работников по вопросам конфликтологии, психологии взаимоотношений;
- не допускать замалчивания случаев проявления агрессии по отношению к педагогическим работникам, представлять их интересы на всех уровнях, добиваясь обсуждения возникающих проблем на заседаниях педагогического совета с привлечением родительского комитета, органов ученического самоуправления, общественности;
- предпринимать меры по формированию положительного имиджа педагога в обществе;
- активнее использовать СМИ (в том числе Интернет) в формировании позитивного образа учителя и повышении престижа учительской профессии.
Полный текст обращения можно прочитать на сайте: http://www.ed-union.ru/Sprognozirovat_nelzya_ne_dopustit_mojno/
К сожалению, на тот момент, начавшаяся модернизация школ затмила эту проблему, появление которой только предчувствовали тогда в образовательных коллективах. Мы вспомнили о ней только тогда, когда стало слишком поздно.
Голос профсоюзов тогда не был услышан, и остается только сожалеть об этом, потому что, по сути, это зеркало, показывающее реальное положение дел в образовании. Хочется надеяться, что урок пойдет на пользу, и не будет сопровождаться столь страшными последствиями.