Война против троллейбусов
Карельская республиканская организация профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства пытается отстоять право на существование муниципального предприятия Петрозаводска «Городской транспорт» (прежде Троллейбусное управление)
В доме профсоюзов состоялась пресс-конференция, организованная рескомом профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства. Речь на ней шла, во-первых, о тех проблемах в финансово-экономическом состоянии предприятий автотранспорта и дорожного хозяйства, которые возникли в результате свободных цен на электроэнергию и ГСМ, и, во-вторых, о ситуации, которая сложилась в муниципальном предприятии Петрозаводска «Городской транспорт».
В пресс-конференции приняли участие Сергей Соловьев, председатель Карельской республиканской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства; Валерий Наумов, председатель профкома Петрозаводского ДРСУ; Светлана Корсакова, заместитель начальника отдела, председатель профкома аппарата ГУП РК «Мост»; Надежда Булатова, председатель профкома ПМУП «Городской транспорт», водитель этого предприятия Владимир Амосов и кондуктор Елена Дорохова.
«Грабительская политика» свободных цен
За несколько дней до пресс-конференции состоялось заседание пленума Карельской республиканской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства, на котором было принято заявление о той финансово-экономической ситуации, в которой оказались предприятия отрасли.
В заявлении, в частности, говорится:
«Заявляем решительный протест против ценовой и налоговой политики в государстве, которая приведет к развалу производственного сектора экономики. Свободные цены на электроэнергию, рост цен на ГСМ, рост страховых взносов, уплата 9 видов налогов поставили на колени предприятия автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Экономика предприятий не выдерживает такого прессинга, а действующий – вредный во всех отношениях – Федеральный закон №94 просто добивает экономику окончательно!
И как всегда в данной ситуации страдают работники предприятий: не остается средств на выполнение пунктов коллективных договоров в срок и в полном объеме, в том числе, не производится индексация и повышение заработной платы. Все это происходит на фоне резкого роста цен на услуги и продукты питания.
Мы обращаемся к Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву, к Правительству РФ, к Государственной Думе срочно вмешаться в решение вопроса снижения роста цен на электроэнергию, ГСМ, роста страховых взносов. В противном случае предприятия просто рухнут или обанкротятся».
С.Соловьев неоднократно в последние месяцы на заседаниях правительства РК, на различных встречах с членами правительства РК, на заседаниях республиканской трехсторонней комиссии высказывался против «свободных цен»: такая политика поставила предприятия отрасли на грань выживания.
Эту точку зрения подтвердили и участники пресс-конференции.
Светлана Корсакова заметила, что в структуре себестоимости расходы на ГСМ всегда составляли значительную часть, но за последние месяцы они возросли просто колоссально: ГСМ на 20 процентов, электроэнергия – на 37 процентов. В целом за первый квартал 2011 года расходы ГУП РК «Мост» возросли по сравнению с первым кварталом 2010 года на 7 млн. 100 тыс. руб. – 5,8 млн. руб. «съели» ГСМ и электроэнергия, на 1,3 млн. руб. возросли страховые сборы. И это далеко не все налоги и расходы, которые несет предприятие.
— Такое увеличение расходов негативно влияет на экономическое положение предприятия, напрямую сказывается на экономическом положении рабочих, — сказала Светлана Анатольевна. – Любые социальные гарантии возможны лишь при условии, если будут средства, а средств для выполнения коллективного договора не хватает.
В Петрозаводском ДРСУ расходы на электроэнергию возросли, по словам председателя профкома В.Наумова, на 43 процента, на ГСМ – на 37 процентов. «Зарплата на предприятии не растет несколько лет, — сказал Валерий Владимирович. – Работать очень тяжело, настроения в коллективе тяжелые».
Прощай, троллейбус?
Для журналистов С.Соловьев подготовил пресс-релиз, в котором высказал свою точку зрения на события, происходящие сегодня в ПМУП «Городской транспорт». Вот, в частности, что в нем говорится:
«По решению администрации Петрозаводска и Петросовета в мае 2010 года было создано ПМУП «Городской транспорт»: Троллейбусное управление стало муниципальным предприятием, и у всех, в том числе и у профсоюзов, которые постоянно ставили этот вопрос, появилась надежда, что ТУ будет стабильно работать, укрепится финансово-экономическое положение, что это позволит развивать техническую базу, выполнять колдоговор в полном объеме и в установленные сроки, в том числе, по индексации и повышению заработной платы, решению социальных вопросов.
Сегодня можно сказать, что надежды не сбылись. Более того: ситуация стала еще хуже. За 8 месяцев 2010 г. убытки составили 33 млн. руб., а за три месяца этого года добавилось еще 7,5 млн. руб. Итого – более 40 млн. руб. В течение 11 месяцев денег не хватало ни на что, в том числе и на выполнение КД. Не индексировалась зарплата работников (по данным за 2010 год средняя зарплата на предприятии составила 14,6 тыс. руб.). Работники устали прозябать в нищете, не иметь возможности предоставить своим семьям, своим детям достойную жизнь, устали от того, что не видят перспективы. Тяжелейший труд работников депо, ремонтников, водителей остается непрестижным.
Производственная и техническая база не развивается. Депо №1 по ул.Московской требует ремонта, создания безопасных условий труда, соответствующего теплового и светового режима. В то же самое время депо №2 передается в аренду сторонней организации. В каких же условиях будет работать персонал депо №1, если здесь начнется ремонт?
Необходимо обновлять подвижной составы троллейбусов и автобусов, вкладывать в эту статью расходов немалые средства, которых нет.
Усугубило ситуацию в начале года то, что с января 2011 года стали действовать свободные цены на электроэнергию, которые за два месяца составили в структуре себестоимости предприятия 34 процента (в рублях это 13 млн.), увеличились страховые взносы до 34 процентов, не стали меньше остальные налоги. Все это легло дополнительным грузом на предприятие. Встает извечный вопрос: что делать?
Реском профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства в этой связи считает:
1. Администрации г.Петрозаводска и Петросовету принять решение о деятельности и развитии ПМУП «Городской транспорт» и ежеквартально анализировать работу и принимать меры по улучшению финансово-экономического положения предприятия.
2. Администрации г.Петрозаводска рассмотреть и утвердить маршрутную сеть пассажирских перевозок.
3. Создать единую диспетчерскую службу работы троллейбусов и автобусов, в том числе и «Газелей»
4. Передать одному предприятию все маршрутные пассажирские перевозки».
Поддержали коллегу и представители предприятия.
Надежда Булатова: «Настроения у людей негативные. Коллективный договор не выполняется в полном объеме. Зарплату задерживают: к 20 апреля зарплата за март не была еще выплачена всем, хотя по КД положено рассчитаться к 15 числу каждого последующего месяца. Зарплата не индексировалась несколько лет, средняя зарплата по предприятию 14,6 тыс. руб.»
Владимир Амосов: «В предвыборных программах все кандидаты так или иначе прописывают важность сохранения троллейбусного движения в городе, а на деле все выходит иначе. Сейчас мы находимся у разбитого корыта. Нам говорили в мае прошлого года, когда администрация Петрозаводска и Петросовет организовывали новое предприятие, что все изменится. На деле же из 957 работников, которые были в прошлом году, на 1 января 2011 года осталось 690 человек. В сентябре этого года исполняется 50 лет с тех пор, как было организовано троллейбусное движение в Петрозаводске и наше предприятие. Коллектив надеется, что все-таки ситуация изменится».
Елена Дорохова: «Положение плачевное. Люди очень хотят работать. Главное, надо всем четко понять: в троллейбусах ездят не самые обеспеченные социальные категории граждан, это транспорт небогатых людей, и он очень нужен городу и горожанам».
Представители предприятия рассказали, что так называемое депо №2, которое строилось в 90-е годы и не было достроено, планировалось, как новая база троллейбусного управления. Депо №1 на ул.Московской устарело: некоторые здания там постройки еще 1934 года. Не соблюдается световой и тепловой режим, много нарушений техники безопасности. Срок эксплуатации этой базы заканчивается в 2011 году. Однако депо №2 уже сдано в аренду, и по приказу, который прежний директор ПМУП подписал 6 апреля 2011 года (а на следующий день этот директор уже не работал), начался демонтаж троллейбусных линий к этой территории.
Рабочему коллективу не остается ничего иного, как думать, что происходящие события – первый шаг к полному развалу предприятия, в целом троллейбусного движения в Петрозаводске, свидетельствовали участники пресс-конференции.
Акция
Пресс-конференции, которые С.Соловьев традиционно организует все последние годы, по его личному признанию, имеют большой эффект: именно СМИ смогли сформировать общественную точку зрения о недопустимости развала Троллейбусного управления в прошлые годы.
И в этот раз, отвечая на вопрос корреспондента «МК» в Карелии» Антонины Крамских, Сергей Иванович сказал, что пресс-конференцию нужно воспринимать как акцию отраслевого рескома: это еще один шаг поддержки первички ПМУП «Городской транспорт» республиканской организацией в условиях планомерного уничтожения предприятия, поддержки в целом коллектива, осознанная необходимость высказать обществу точку зрения на недопустимость развала троллейбусного движения в столице Карелии.
Наталья ВОЛКОВА