Накопившиеся проблемы
Впервые за последние 80 лет в Москве состоялся Всероссийский форум работников системы дошкольного образования
В марте в Москве на базе Академии государственной службы при Президенте РФ впервые за последние 80 лет прошел Всероссийский форум работников системы дошкольного образования. Инициаторами его стали Всероссийская политическая партия «Единая Россия», Союз женщин России, профсоюз работников народного образования и науки РФ при поддержке Ассоциации индустрии детских товаров.
В работе форума приняли участие представители партии «ЕР», депутаты Госдумы, представители правительства РФ, научной общественности, органов государственной власти субъектов федерации, педагогические работники, председатели территориальных, городских и районных организаций профсоюза, журналисты – всего около 400 человек.
Форум проходил два дня. Работали секции. В ходе заинтересованных и конструктивных обсуждений на секциях и пленарных заседаниях участниками форума было высказано около 150 предложений по развитию системы дошкольного образования в России, представлен опыт регионов и отдельных дошкольных образовательных учреждений по решению проблем в сфере дошкольного образования.
Профсоюзы Карелии на форуме представляла председатель рескома профсоюза работников образования Тамара Мешкова. Она поделилась с посетителями сайта своими наблюдениями о работе форума:
— В ходе обсуждений были названы три основные проблемы системы дошкольного образования в России.
Во-первых, огромные очереди, большая потребность в детских дошкольных учреждениях для детей до 6 лет. Все мы в последние десятилетия были свидетелями того, как в ходе перестройки была разрушена социальная сфера крупных предприятий, как новые, благоустроенные здания детских учреждений были перепрофилированы – в том числе и в Петрозаводске. Потребность в детских дошкольных учреждениях возросла в связи с увеличением рождаемости.
Вторая проблема тесно переплетается в первой: в перестроечные годы не уделялось должного внимания материально-технической базе детских дошкольных учреждений, она устарела и требует серьезного обновления, совершенствования. В систему детского дошкольного образования тоже должны прийти инновационные технологии. Необходимы большие капиталовложения, чтобы создать современные условия.
Третья проблема также характерна для всей территории России: низкая заработная плата и слабая социальная защищенность работников детских дошкольных учреждений. Порой эта проблема становится ключевой, потому что именно от людей, от тех, кто работает в этой сфере, зависит результат – здоровье ребенка, его развитие, работа с родителями, которые также нуждаются в серьезных консультациях.
Участники форума, обсудив основные проблемы, выделили три основных момента, которые характеризуют суть дошкольного образования в современном обществе:
Первое. Хорошее дошкольное образование является основой для общего и дальнейшего профессионального образования.
Второе. Хорошо работающая система дошкольного образования и его доступность – это ключ к повышению рождаемости.
Третье. Для всех ведомств, которые сегодня занимаются ребенком дошкольного возраста, нет скоординированных действий; а они необходимы. Необходима концентрация усилий здравоохранения, образования, комитетов по работе с семьей для того, чтобы все действовали с единой целью, направленной на развитие здорового ребенка.
Работали пять секций, поступило около 150 предложений от 400 участников. Форум выделил несколько важных моментов, которые необходимо решать в ближайшее время, и оргкомитет после обработки документов направит эти предложения в адрес Президента РФ, ПравительстваРФ, в адрес министерств и ведомств для того, чтобы система дошкольного образования получила новый толчок в развитии. Все участники, в первую очередь, говорили о необходимости субсидиарной ответственности государства и муниципалитетов за развитие системы дошкольного образования.
Еще одна очень важная позиция участников форума заключалась в том, что у нас в России существует понятие – воспитатель Российской Федерации, а не воспитатель отдельно взятого региона. Поэтому система оплаты труда должна иметь минимальные государственные гарантии по всей территории России в виде базовых ставок (должностных окладов) по профессионально квалификационным группам, установленным Российской Федерацией.
Серьезный вопрос – экспертиза специалистами детской игрушки и детских игр, которые влияют на душу и психику, на здоровье ребенка. В современных кризисных условиях необходимо поддержать, в первую очередь, своего российского производителя. Российская игрушка – дорогая, но качественная, не угрожает здоровью, развивает логическое мышление ребенка, учит быть добрым.
Много нужно внести изменений в существующее законодательство для того, чтобы система дошкольного образования сумела преодолеть накопившиеся проблемы. Министерство образования РФ приняло предложение участников форума проводить подобные совещания по проблемам дошкольного образования если не ежегодно, то хотя бы один раз в два года – а не через 80 лет, как это случилось в настоящее время. Интересный опыт в территориях есть, и он должен стать достоянием широкого профессионального сообщества.
Пресс-центр ООП в РК