Не дадим превратить Костомукшу в очередное Пикалево!
Чему противостояла и противостоит первичная профсоюзная организация ОАО «Карельский окатыш» Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР), входящая в состав Объединения организаций профсоюзов в Республике Карелия и в состав ФНПР
Сегодня средняя зарплата на ОАО «Карельский окатыш» составляет 31 тысячу рублей и практически приблизилась к докризисному периоду: в августе 2008 года она составляла 33 тысячи. На предприятии с начала года сокращено 33 человека, еще 46 получили предписания о сокращении, но сейчас, когда начался рост объемов производства, эти 46, возможно сокращены не будут. Кроме того, администрация находит возможность направить на переобучение тех работников, чьи должности сокращаются, с тем, чтобы после переобучения эти люди могли вернуться на комбинат. Кстати, плановые сокращения на предприятии были и в прошлом году (70 человек).
С этих цифр начали пресс-конференцию в Доме профсоюзов председатель первичной профсоюзной организации ОАО «Карельский окатыш» Горно-металлургического профсоюза России Александр Казанцев и заместитель директора по социальным и административным вопросам ОАО «Карельский окатыш» Иван Скрыников. На эту пресс-конференцию, организованную по инициативе Объединения организаций профсоюзов в РК, они приехали 20 октября. Еще на прошлой неделе председатель ООП в РК Геннадий Гришунин несколько раз звонил в Костомукшу, разговаривал с А.Казанцевым, с представителями администрации предприятия, чтобы предложить провести пресс-конференцию и уточнить состав ее участников. Г.Гришунин, кстати, и провел для журналистов республиканских СМИ и Интернет-изданий это мероприятие.
Ситуация в Костомукше, инициированная СОЦПРОФом, в которую вольно или невольно оказались втянутыми члены этой организации (а профсоюз СОЦПРОФа объединяет до 150 человек), стала достоянием СМИ и широкой общественности республики буквально в последние дни.
СОЦПРОФ организовал и провел митинг, одним из требований которого было прекращение массовых увольнений работников и прекращение завоза иностранной рабочей силы на предприятие. В Костомукше появились несколько сомнительного рода «политиков» для поддержки действий местного отделения СОЦПРОФа, провоцировавших людей на забастовку. «Угроза Пикалево» превращалась в весьма реальную угрозу. В прокуратуре республики была сформирована мобильная рабочая группа для того, чтобы разобраться в ситуации. Последовали многочисленные статьи, комментарии в различных СМИ, Интернет-изданиях, на различных сайтах.
15 октября со специальным заявлением от имени Объединения организаций профсоюзов в РК выступил в СМИ председатель ООП в РК Геннадий Гришунин. В заявлении было подчеркнуто, что Федерация Независимых Профсоюзов России и СОЦПРОФ – альтернативные организации, что к действиям СОЦПРОФа на ОАО «Карельский окатыш» первичная профсоюзная организация этого предприятия, входящая в состав Объединения и ФНПР, являющаяся членской организаций Горно-металлургического профсоюза России, никакого отношения не имеет.
Профсоюз профсоюзу – рознь, сделал вывод один из журналистов, участвовавших сегодня в пресс-конференции. И был прав.
Александр Казанцев, например, рассказал, что их организация последовательно и предметно работала и работает над коллективным договором, который, по экспертным оценкам, является одним из лучших на Северо-Западе. В докризисный период «стоимость» социальных гарантий для работников предприятия, прописанная в КД, составляла в квартал до 300 млн. руб., в год – больше миллиарда. На предприятии действует комиссия по ведению коллективных переговоров, в которую входят не только «местные» представители Горно-металлургического профсоюза России, но и представители СОЦПРОФа. Последние, по словам И.Скрыникова, не участвуют в заседаниях, и, по словам А.Казанцева, не вносят никаких предложений по изменению, совершенствованию КД, наоборот, «раз в квартал инициируют жалобы в прокуратуру и Гострудинспекцию о том, что, якобы, КД не был пролонгирован на конференции трудового коллектива». Наоборот, профсоюзная организация ГМПР в уже продленный КД внесла за последние месяцы 58 (!) поправок.
Именно профсоюз ГМПР в конце прошлого года договорился с администрацией, что даже в условиях падения объемов производства почти все работники получали 75 процентов среднего заработка, а сейчас, когда положение дел начало выравниваться, зарплаты в основных цехах стали расти.
Кстати, на предприятии сегодня работает 3914 человек, 55,7 процента из них состоят в Горно-металлургическом профсоюзе России. Какое вообще может быть сравнение с местным отделением СОЦПРОФа?
Что касается привлечения «иностранной рабочей силы», то участники пресс-конференции разъяснили, что «заемный труд» используют подрядные организации, с которыми давно и прочно сотрудничает «Карельский окатыш». В подрядных организациях сегодня, по словам И.Скрыникова, трудятся порядка тысячи человек, в том числе и жителей Костомукши, договоров с жителями стран ближнего зарубежья заключено около тридцати, но реально сегодня в Костомукше работают только 12 человек. Костомукша со дня своего основания была городом многонациональным, здесь бок о бок живут и трудятся представители многих бывших республик Советского Союза. В такой ситуации националистические выпады представителей местного отделения СОЦПРОФа, требующих «убрать из Костомукши гастербайтеров» и не «допускать до работы представителей других национальностей», выглядят, по меньшей мере, политиканством и явным подстрекательством. Как тут не подумать, что «очередное Пикалево» можно просто организовать и что кому-то это очень-очень выгодно?
Отвечая на вопрос о возможности проведения забастовок, А.Казанцев ответил, что «его профсоюз» выступает за то, чтобы все возникающие вопросы решать за столом переговоров. «Забастовка – крайняя мера, люди не пойдут сегодня на забастовку», — сказал он.
Насколько серьезно администрация ОАО «Карельский окатыш» относится сегодня к СОЦПРОФу? На этот вопрос Иван Скрынников ответил:
— Нас беспокоит, что в организации всего до 150 человек, кроме того, у сотни из них двойное членство: не только в СОЦПРОФЕ, но и в третьей альтернативной организации – Федерации профсоюзов России (не путать с ФНПР! – от ред). Мы не получали от них никаких конструктивных предложений по разрешению тех или иных ситуаций. Их метод – провоцирование работников, подстрекательство. Звучит ложь, неточности в использовании и предоставлении информации. Привлекаются люди, которые вообще не являются лидерами СОЦПРОФа, которые уже скомпрометировали себя в общественном мнении. Звучат призывы к забастовкам.
— Я считаю, что оценку действиям СОЦПРОФа в Костомукше и на предприятии должны дать правоохранительные органы, — подвел итог своему выступлению на пресс-конференции Александр Казанцев.
Наталья ВОЛКОВА