Профактивистов необходимо учить охране труда
Cеминар-совещание председателей профорганизаций, внештатных технических инспекторов труда, уполномоченных по охране труда профкомов образовательных организаций и специалистов по охране труда образовательных организаций прошел 1 ноября в средней школе №6 Петрозаводска и собрал 70 человек.
Один из главных вопросов повестки: «Охрана труда в образовательной организации и роль профкома и профсоюзного актива по защите прав работающих членов профсоюза на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности в образовательных учреждениях».
В работе семинара совещания приняли участие директор школы Владимир Сиротин и его заместитель — Виктор Круглов , которые поделились опытом работы по обозначенной теме.
Как отметила и.о. председателя КРО профсоюза работников образования и науки Евгения Макарова, приоритетным направлением деятельности Профсоюза по улучшению условий и охраны труда является контроль за реализацией федерального закона «О специальной оценке условий труда». Прошло более двух с половиной лет со времени вступления его в силу.К концу 2018 года проведение СОУТ должно быть завершено на рабочих местах во всех образовательных организациях.Но в ходе выполнения этой задачи выявляются проблемы обеспечения качества проведения СОУТ. Наблюдается тенденция по снижению ранее установленного по результатам аттестации рабочих мест класса условий труда на рабочих местах работников, занятых во вредных условиях труда, без выполнения соответствующих мероприятий по их улучшению, что привело к лишению прав работников, занятых во вредных условиях труда, на установленные гарантии и компенсации.
По мнению профсоюза для этого есть ряд причин .
1) Несовершенство Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России 2014 года. Акт фактически был разработан и принят, как говорится, «на скорую руку», без учета мнения профсоюзов, без учета различных гигиенических и санитарных требований.Многие вредные производственные факторы были осознанно удалены из Методики. В том числе некоторые параметры по факторам тяжести и напряженности трудового процесса. Мотивировка при этом была тривиальной – те вредные факторы, которые нельзя измерить инструментальным путем, т.е. замерить с помощью приборов и соответствующего инструмента, необходимо их исключить из Методики и Классификатора вредных производственных факторов.
2) Некомпетентность в вопросах СОУТ представителей профсоюзных комитетов, входящих в состав комиссий по проведению данного мероприятия. Вследствие этого нарушаются права работников как в вопросах процедуры проведения СОУТ, так и оценки ее результатов в части установления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
Таким образом, становится все более очевидным, что успешное решение задач по защите прав работников на здоровые и безопасные условия труда во многом определяется уровнем знаний руководителей, специалистов и профактива образовательных организаций в области охраны труда.
Как отметила Евгения Макарова, ситуация, конечно меняется, вносятся серьезные корректировки в существующую Методику проведения СОУТ, приняты новые санитарные правила, касающиеся физических факторов, имеющихся на рабочих местах.
На очереди разработка нового СанПиНа, который определит характеристики тяжести и напряженности труда, имеющие место на рабочих местах работников образования. К январю все дополнения и изменения должны быть также внесены в Методику проведения СОУТ. Тогда работники, потерявшие льготы и компенсации «за вредность», смогут их вернуть либо через суд, либо путем повторной оценки.
— Хочется надеяться, что материалы, предложенные профактиву найдут отражение в темах профсоюзых кружков, «круглых столов», в других формах работы профкомов на местах и в конечном итоге позволит осуществлять общественный контроль проведения специальной оценки условий труда на более высоком профессиональном уровне. И именно на это мы нацеливали наших коллег на состоявшемся семинаре, — подчеркнула профлидер.
Наиболее сложные вопросы по контролю за проведением СОУТ с профсоюзной стороны были вынесены в отдельные материалы, с которыми вы можете ознакомиться: