Профсоюзы у руля подъема народного хозяйства. СТО ЛЕТ НА СТРАЖЕ ТРУДА
В 1933 году советский народ приступил к осуществлению плана второй пятилетки.
Задачи пятилетки можно было осуществить только на основе развернутой технической реконструкции всего народного хозяйства. В связи с этим первостепенное значение приобретали освоение новой техники и новых производств, подготовка квалифицированных кадров рабочих, создание собственной производственно-технической интеллигенции.
Социалистическая реконструкция народного хозяйства сопровождалась небывалыми темпами роста рабочего класса, глубокими качественными изменениями его состава. Среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве страны с 24,2 миллионов человек в 1932 году выросла до 28,6 миллионов человек в 1937 году.
По данным Карельского областного совета профсоюзов в Карельской АССР насчитывалось рабочих и служащих 105.120 человек на 1 апреля 1936 года, «(на 1 июля 1933 года — 79.002 чел.).»
В мобилизации трудящихся на осуществление задач второй пятилетки большое место отводилось профсоюзам.
К середине 1936 года по 44 союзам Карельского областного совета профсоюзов, где насчитывалось работающих 105120 человек, 70601 человек являлись членами профсоюзов, что составляло 72.4%, Особенно низкий охват профчленством был по союзам: леса и сплава, рыбной промышленности, комжилстроительства.
Поворот профсоюзов»лицом к производству» потребовал продолжить совершенствование организации заработной платы, усилить материальное стимулирование роста производительности труда на базе освоения новой техники, укреплению связи профсоюзных органов с массами, к повышению их активности и инициативы в материально-бытовом и культурном обслуживании трудящихся. Профсоюзы широко использовали такую важнейшую форму социально-культурного обслуживания трудящихся за счет общественных фондов потребления, как социальное страхование.
Опыт создания одиннадцати отраслевых касс социального страхованния в ведущих отраслях промышленности, их активная работа под руководством профсоюзов подтверждали целесообразность перестройки всей системы социального страхования по этому пути, что отмечалось на IХ съезде профсоюзов. Профсоюзы, усиливая свое участие в проведении социального страхования, постепенно уже переходили к непосредственному руководству им. Тем самым были подготовлены условия для передачи профсоюзам государственных функций Наркомтруда по управлению социальным страхованием.
Построенные по территориальному принципу, органы труда и социального страхованияне в состоянии были учитывать многообразную отраслевую специфику, обеспечивать дифференцированное обслуживание рабочих. Бюрократический стиль в работе Наркомтруда ограничивал возможность участия широких масс рабочих в решении вопросов труда и быта. К этому времени существенно изменились многое функции Наркомата труда. Так, в результате ликвидации безработицы отпала функция регулирования найма и распределения рабочей силы. Коренным образом изменилась тарифная политика, регулирование заработной платы стало осуществляться хозорганами и профсоюзами на основе коллективных договоров.
В связи с этим был поставлен вопрос о необходимости ликвидации Наркомтруда и его органов на местах и передачи оставшихся, но видоизмененных в новых исторических условиях функций Наркомтруда профессиональным союзам.
23 июня 1933 года ЦИК СССР, и ВЦСПС приняли совместное постановление «Об объединении Наркомтруда Союза ССР с ВЦСПС». Слияние народного комиссариата труда со всеми его местными органами, включая и органы социального страхования, с аппаратом ВЦСПС в центре и на местах и передача функций НКТ по социальному страхованию и охране труда профсоюзам имели важное значение для всего рабочего класса. Самим трудящимся передавались управление социальным страхованием и контроль за соблюдением трудового законодательства.
Передача функций государственного органа (НКТ) профсоюзам было важным политическим событием в жизни страны. Она свидетельствовала о возрастании роли профсоюзов в социалистическом строительстве. Профсоюзы от контроля перешли к непосредственному управлению социальным страхованием. Общее руководство социальным страхованием возглавил ВЦСПС, который составлял и представлял на утверждение СНК СССР проекты сводного бюджета соцстраха, а также законов о социальном страховании, тарифов страховых взносов, осуществлял капитальное строительство и управление санаториями, курортами и домами отдыха.
Вся практическая работа профсоюзных организаций в области социального страхования строилась но производственно-отраслевому принципу.
Были ликвидированы существовавшие в системе Наркомтруда территориальные кассы (республиканские, краевые, областные, районные), вместо них в центральных комитетах всех профсоюзов были организованы отраслевые кассы социального страхования (по опыту ранее созданных отраслевых касс в ведущих отраслях промышленности), а на предприятиях и в учреждениях — выплатные пункты ФЗМК по соцстраху.
В распоряжение профсоюзов перешли громадные материальные средства. Бюджет социального страхования в 1933 году составлял 4,5 миллиарда рублей — около 40 процентов всех затрат на социально-культурные нужды трудящихся. Профсоюзы получили от органов социального страхования 311 домов отдыха на 73 тысячи человек, 98 санаториев на 19925 человек. Кроме того, в распоряжение профсоюзов перешло строительство 50 домов отдыха и 29 санаториев стоимостью в 158 миллионов рублей.
Карельский областной совет профсоюзов и областные комитеты профсоюзов стали активнее заниматься строительством социально-бытовых объектов.
Одновременно были осуществлены мероприятия, направленные на дальнейшее улучшение охраны труда и техники безопасности. В этих целях инспекции труда перестраивались по производственно-отраслевому принципу при всех центральных комитетах и при их местных органах. На промышленных предприятиях, транспорте, в строительстве и совхозах была образована общественная инспекция по охране труда.
В 1934 году партия расширила права профсоюзов в области контроля за бытовым обслуживанием трудящихся.
По решению XVII съезда партии объединенный орган партийно-государственного контроля ЦКК РКИ был реорганизован в два контрольных органа: Комиссию партийного контроля при ЦК партии и Комиссию советского контроля при СНК СССР позднее преобразовавшуюся в Наркомат государственного контроля. 'Функции низовых органов РКИ на предприятиях были переданы профсоюзам. В постановлении Президиума ВЦСПС от 13 июня 1934 года о контрольной работе профсоюзов основное внимание фабрично-заводских комитетов направлялось «на те участки, где хранятся материальные ценности для снабжения рабочих и трудящихся: орсы, закрытые рабочие кооперативы, склады- на жесточайшую борьбу с хищениями, растратами, обманом, обвешиванием и обмериванием потребителя и так далее». Объектами массового контроля становились также жилищное строительство, коммунальное и культурное обслуживание, общественное питание, детские учреждения. С упразднением ЦНК — РКИ свернули деятельность группы и ячейки содействия РКИ, секции РКИ, бюро жалоб, «легкая кавалерия» и другие органы Рабоче-крестьянской инспекции, через которые трудящиеся участвовали в контроле.
На предприятиях повсеместно были созданы бригады общественного (рабочего) контроля.
По Карельскому областному совету профсоюзов было создано 334 бригады с охватом 2622 человека, в том числе по союзам: леса и сплава — 268 бригад с охватом 1589 чел,, деревобработки — 66 бригад с охватом 406 человек, торговли и потребкооперации — 396 человек.
Профсоюзные организации Карелии оказывали помощь деревне в проведении коллективизации. Было послано 70 рабочих бригад в количестве 400 человек, в т.ч. слесарей — 40 чел.,кузнецов — 25, плотников- 20, счетоводов — 30, врачей — 28, агрономов — 23, профработников — 50 итд сроком нахождения в селах и колхозах от 1 месяца до 2х. Бригадами организовано 40 колхозов. В порядке шефства над селами выделено до мая 1931г. 25340 рублей.
Профсоюзы Карелии в счет «двадцатипятитысячников» послали на работу по коллективизации 35 рабочих. Выдвинуто 45 рабочих — председателями сельсоветов на советскую работу в деревне. Около 50 предприятий шефствуют над колхозами и деревнями.
Значительно возросшие задачи профсоюзов, расширение их функций и прав, существенно изменившиеся условия работы диктовали необходимость организационной перестройки профсоюзов.
Рост социалистического хозяйства, значительные изменения отраслевой структуры народного хозяйства, создание новых отраслей производства, новой техники и более сложных производственных процессов требовали от профсоюзов конкретного руководства.
За годы первой пятилетки в ряды рабочего класса влилось много молодежи, преимущественно детей крестьян, на новых предприятиях складывались новые коллективы рабочих. Нужно было вести работу среди различных групп рабочих дифференцированно, со знанием конкретных условий труда и быта, с учетом уровня их сознательности. Для более тесной связи с массами, повышения их трудовой активности и развития инициативы в сентябре 1934 года IV пленум ВЦСПС, руководствуясь указаниями ЦК ВКП(б)принял решение о новом разукрупнении профсоюзов.
Первое разукрупнение профсоюзов было проведено в 1931 году. За время, прошедшее с тех пор, образованные 47 профсоюзов вновь выросли в крупные организации.
По решению пленума из 47 профсоюзов было создано 154 профсоюза. Разукрупнение шло по двум направлениям : с одной стороны, но линии разделения профсоюзов, объединявших рабочих и служащих разных производств, с другой стороны, по линии территориального деления.
В Карелии 14 профсоюзов (в 1931 г.) в 1935 году было создано 43 отраслевых союзов.!'Разукрупнение профсоюзов не нарушало производственного принципа их построения, не изменило основной тенденции в развитии организационного строения профсоюзов — постепенного перехода к все более крупным производственным объединениям. В то же время в период реконструкции народного хозяйства оно обеспечивало условия для привлечения к профсоюзной работе более широкого актива и значительного сокращения платного аппарата, способствовало росту активности в целом. Общее число платных работников в профсоюзах сократилось на 35%. Экономия от сокращения платного профсоюзного аппарата была обращена на улучшение культурного и материально-бытового обслуживания членов союзов.
В борьбе за досрочное выполнение второго пятилетнего плана
Борьба советского народа за досрочное выполнение второй пятилетки ознаменовалась новыми трудовыми подвигами. Во всех областях народного хозяйства развернулось социалистическое соревнование и движение ударников.
В Карелии к началу 1933 года в промышленности, в строительстве и на транспорте участвовало в социалистическом соревновании 62,1 процента всех работающих, насчитывалось ударников около 2 тыс.человек. Было организовано 43 ударные бригады с числом участников 623 чел. и 24 хозрасчетные бригады с числом участников 268 человек.
Выполняя решения IX Всесоюзного и VIII Всекарельского съезда прарсоюэов, пленумов ВЦСПС, Карельский совет профсоюзов в период проведения кампании по заключению коллективных договоров на предприятиях в 1933 т. поставил перед профсоюзными организациями — в качестве основной задачи в области регулрования заработной платы — полную ликвидацию уравниловки, перестройки системы тарифов, выделение в оплате ведущих профессий, всемерное поощрение сдельщиков, установление правильных норм, обеспечивающих рост производительности труда.
Если ответственность профсоюзных организаций и рабочих в коллективных договорах 1928—1930 гг. была определена, главным образом, общеполитическими установками, то в колдоговорах на 1933 год эти обязательства были максимально конкретизированы.
Ряд профсоюзных организаций на местах в 1933 г. впервые приняли участие в определении фондов зарплаты. Колдоговора заключались непосредственно на предприятиях. Однако полностью по всем отраслям промышленности тарифная реформа еще не была закончена, которую необходимо было проводить в соответствии сроков, оговоренных колдоговорами, но такая работа по линии хозорганов шла медленно.
Праздничные демонстрации в г.Петрозаводске. Место съемки: г.Петрозаводск Дата съемки: не установлена. Автор съемки: не установлен.