Союз организаций профсоюзов Республики Карелия
Вступить в профсоюз
  • Профсоюзы
    • Выборные органы
      • Председатель
      • Конференция
      • КРК
      • Совет
      • Президиум
    • Координационные советы
    • Членские организации
    • Молодежный совет
    • Совет ветеранов
  • Направления работы
    • Социально‑экономическое
      • Республиканская трехсторонняя комиссия
      • Трехсторонние соглашения в муниципальных образованиях
      • Аналитика
    • Взаимодействие
      с органами власти
      • Соглашения
      • Совместные проекты
    • Правовая работа
      • Правовая помощь
      • Охрана труда
      • Законотворчество
      • Противодействие коррупции
    • Организационная работа
      • Координационные советы
      • Профсоюзные акции
      • Обучение
    • Работа с молодежью
    • Информационная работа
  • Контакты
    • Адрес и телефоны Союза
      • Приемная
      • Председатель
      • Зампредседателя
      • Орготдел
      • Юридический отдел
        • Документы
          • Профсоюзные акции
            • Новости ФНПР
            • Аналитика
            • Книга Почета
            • Молодежный совет
    • Рескомы
    • Адреса и телефоны координаторов в районах
    • Персоны
  • Архив
  • ВПРОК
  • Открытость НКО
Главная» Архив » Профсоюзы у руля подъема народного хозяйства. СТО ЛЕТ НА СТРАЖЕ ТРУДА

Профсоюзы у руля подъема народного хозяйства. СТО ЛЕТ НА СТРАЖЕ ТРУДА

Архив, Газета "Голос", Документы, Новости | Опубликовано 25.04.2018  1

В 1933 году советский народ приступил к осуществлению плана второй пятилетки.

Задачи пятилетки можно было осуществить только на основе развернутой технической реконструкции всего народного хозяйства. В связи с этим первостепенное значение приобре­тали освоение новой техники и новых производств, подготовка квалифицированных кадров рабочих, создание собственной производственно-технической интеллигенции.

Социалистическая реконструкция народного хозяйства сопровождалась небывалыми тем­пами роста рабочего класса, глубокими качественными изменениями его состава. Среднего­довая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве страны с 24,2 миллионов человек в 1932 году выросла до 28,6 миллионов человек в 1937 году.

По данным Карельского областного совета профсоюзов в Карельской АССР насчитывалось рабочих и служащих 105.120 человек на 1 апреля 1936 года, «(на 1 июля 1933 года — 79.002 чел.).»

В мобилизации трудящихся на осуществление задач второй пятилетки большое место отводилось профсоюзам.

К середине 1936 года по 44 союзам  Карельского областного совета профсоюзов, где насчитывалось работающих 105120 человек, 70601  человек являлись членами профсоюзов, что составляло  72.4%, Особенно низкий охват профчленством был по союзам: леса и сплава, рыбной промышленности, комжилстроительства.

Поворот профсоюзов»лицом к производству» потребовал продолжить совершенствова­ние организации  заработной платы, усилить материальное стимулирование роста производительности труда на базе  освоения новой техники, укреплению связи профсоюзных органов с массами, к повышению их активности и инициативы в материально-бытовом и культурном обслуживании трудящихся. Профсоюзы широко использовали такую важнейшую форму социально-культурного обслуживания трудящихся за счет общественных фондов потребления, как социальное страхование.

Опыт создания одиннадцати отраслевых касс социального страхованния в ведущих отраслях промышленности, их активная работа под руководством профсоюзов подтверждали целесообразность перестройки всей системы социального страхования  по этому пути, что отмечалось на IХ съезде профсоюзов. Профсоюзы, усиливая свое участие в проведении социального страхования, постепенно уже переходили к непосредственному руководству им. Тем самым были подготовлены условия для передачи профсоюзам государственных функций  Наркомтруда по управлению социальным страхованием.

Построенные  по территориальному принципу, органы труда и социального страхованияне в состоянии были учитывать многообразную отраслевую специфику, обеспечивать дифференцированное обслуживание рабочих. Бюрократический стиль в работе Наркомтруда ограничивал возможность участия широких масс рабочих в решении вопросов труда и быта. К этому времени существенно изменились многое функции Наркомата труда. Так, в результате ликвидации безработицы отпала функция регулирования найма и распределения рабочей силы. Коренным образом изменилась тарифная политика, регулирование заработной платы стало осуществляться  хозорганами и профсоюзами на основе коллективных договоров.

В связи с этим был поставлен вопрос о необходимости ликвидации Наркомтруда и его органов на местах и передачи оставшихся, но видоизмененных в новых исторических условиях функций Наркомтруда профессиональным союзам.

23 июня 1933 года ЦИК СССР, и ВЦСПС приняли совместное постановление «Об объединении Наркомтруда Союза ССР с ВЦСПС». Слияние народного комиссариата труда со всеми его местными органами, включая и органы социального страхования, с аппаратом ВЦСПС в центре и на местах и передача функций НКТ по социальному страхованию и охране труда профсоюзам имели важное значение для всего рабочего класса. Самим трудящимся передавались управле­ние социальным страхованием и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Передача функций государственного органа (НКТ) профсоюзам было важным полити­ческим событием в жизни страны. Она свидетельствовала о возрастании роли профсоюзов в социалистическом строительстве. Профсоюзы от контроля перешли к непосредственному управлению социальным страхованием. Общее руководство социальным страхованием воз­главил ВЦСПС, который составлял и представлял на утверждение СНК СССР проекты сводного бюджета соцстраха, а также законов о социальном страховании, тарифов страховых взносов, осуществлял капитальное строительство и управление санаториями, курортами и домами отдыха.

Вся практическая работа профсоюзных организаций в области социального страхования строилась но производственно-отраслевому принципу.

Были ликвидированы существовавшие в системе Наркомтруда территориальные кассы (республиканские, краевые, областные, районные), вместо них в центральных комитетах всех профсоюзов были организованы отраслевые кассы социального страхования (по опыту ранее созданных отраслевых касс в ведущих отраслях промышленности), а на предприятиях и в учреждениях — выплатные пункты ФЗМК по соцстраху.

В распоряжение профсоюзов перешли громадные материальные средства. Бюджет соци­ального страхования в 1933 году составлял 4,5 миллиарда рублей — около 40 процентов всех затрат на социально-культурные нужды трудящихся. Профсоюзы получили от органов соци­ального страхования 311 домов отдыха на 73 тысячи человек, 98 санаториев на 19925 чело­век. Кроме того, в распоряжение профсоюзов перешло строительство 50 домов отдыха и 29 санаториев стоимостью в 158 миллионов рублей.

Карельский областной совет профсоюзов и областные комитеты профсоюзов стали ак­тивнее заниматься строительством социально-бытовых объектов.

Одновременно были осуществлены мероприятия, направленные на дальнейшее улучше­ние охраны труда и техники безопасности. В этих целях инспекции труда перестраивались по производственно-отраслевому принципу при всех центральных комитетах и при их мест­ных органах. На промышленных предприятиях, транспорте, в строительстве и совхозах была образована общественная инспекция по охране труда.

В 1934 году партия расширила права профсоюзов в области контроля за бытовым обслу­живанием трудящихся.

По решению XVII съезда партии объединенный орган партийно-государственного контроля ЦКК РКИ был реорганизован в два контрольных органа: Комиссию партийного контроля при ЦК партии и Комиссию советского контроля при СНК СССР позднее преобразовавшуюся в Наркомат государственного контроля. 'Функции низовых органов РКИ на предприятиях были переданы профсоюзам. В постановлении Президиума ВЦСПС от 13 июня   1934 года о контрольной работе профсоюзов основное внимание фабрично-заводских комитетов направлялось «на те участки, где хранятся материальные ценности для снабжения рабочих и трудящихся: орсы, закрытые рабочие кооперативы, склады- на жесточайшую борьбу с хищениями, растратами, обманом, обвешиванием и обмериванием потребителя и так далее». Объектами массового контроля становились также жилищное строительство, коммунальное и культурное обслуживание, общественное питание, детские учреждения.  С упразднением ЦНК — РКИ  свернули деятельность группы и ячейки содействия РКИ, секции РКИ, бюро жалоб, «легкая кавалерия» и другие органы  Рабоче-крестьянской инспекции, через которые трудящиеся участвовали в контроле.

На предприятиях повсеместно были созданы бригады общественного (рабочего) контроля.

По Карельскому областному совету профсоюзов было создано 334 бригады с охватом 2622 человека, в том числе по союзам: леса и сплава — 268 бригад с охватом 1589 чел,, деревобработки  — 66 бригад с охватом 406 человек, торговли и потребкооперации — 396 человек.

Профсоюзные организации Карелии оказывали помощь деревне в проведении коллективизации.                  Было послано 70 рабочих бригад в количестве 400 человек, в т.ч. слесарей — 40 чел.,кузнецов — 25, плотников- 20, счетоводов — 30, врачей — 28, агрономов — 23, профработников — 50 итд сроком нахождения в селах и колхозах  от 1 месяца до 2х. Бригадами организовано 40 колхозов. В порядке шефства над селами выделено до мая 1931г. 25340 рублей.

Профсоюзы Карелии в счет «двадцатипятитысячников»  послали на работу по коллективизации 35 рабочих.     Выдвинуто 45 рабочих — председателями сельсоветов  на советскую работу в деревне. Около 50 предприятий шефствуют над колхозами и деревнями.

Значительно возросшие задачи профсоюзов, расширение их функций и прав, существенно изменившиеся условия работы диктовали необходимость организационной перестройки профсоюзов.

Рост социалистического хозяйства, значительные изменения отраслевой структуры  народного хозяйства, создание новых         отраслей производства, новой техники и более сложных  производственных процессов требовали от профсоюзов конкретного руководства.

За годы первой пятилетки в ряды рабочего класса влилось много молодежи, преимущественно детей крестьян, на новых предприятиях складывались новые коллективы рабочих. Нужно было вести работу среди различных групп рабочих дифференцированно, со знанием конкретных условий труда и быта, с учетом уровня их сознательности. Для более тесной  связи с массами, повышения их трудовой активности и развития инициативы в сентябре 1934 года IV пленум ВЦСПС, руководствуясь указаниями ЦК ВКП(б)принял решение о новом разукрупнении профсоюзов.

Первое разукрупнение профсоюзов было проведено в 1931 году. За время, прошедшее с тех пор, образованные  47 профсоюзов вновь выросли в крупные организации.

По решению пленума из 47 профсоюзов было создано 154 профсоюза. Разукрупнение шло по двум направлениям : с одной стороны, но линии разделения профсоюзов, объединявших рабочих и служащих  разных производств, с другой стороны, по линии территориального деления.

В Карелии 14 профсоюзов (в 1931 г.) в 1935 году было создано 43 отраслевых союзов.!'Разукрупнение профсоюзов не нарушало производственного принципа их построения, не изменило   основной тенденции в развитии организационного строения профсоюзов — постепенного перехода к все более крупным производственным объединениям. В то же время в период реконструкции народного хозяйства оно обеспечивало условия для привлечения к профсоюзной работе более широкого актива и значительного сокращения платного аппарата, способствовало росту активности в целом. Общее число платных работников в профсоюзах сократилось на 35%.  Экономия от сокращения платного профсоюзного аппарата была обращена на улучшение культурного  и материально-бытового обслуживания членов союзов.

В борьбе за досрочное выполнение второго пятилет­него плана

Борьба советского народа за досрочное выполнение второй пятилетки ознаменовалась новыми трудовыми подвигами. Во всех областях народного хозяйства развернулось социали­стическое соревнование и движение ударников.

В Карелии к началу 1933 года в промышленности, в строительстве и на транспорте участвовало в социалистическом соревновании 62,1 процента всех работающих, насчитыва­лось ударников около 2 тыс.человек. Было организовано 43 ударные бригады с числом учас­тников 623 чел. и 24 хозрасчетные бригады с числом участников 268 человек.

Выполняя решения IX Всесоюзного и VIII Всекарельского съезда прарсоюэов, пленумов ВЦСПС, Карельский совет профсоюзов в период проведения кампании по заключению коллективных дого­воров на предприятиях в 1933 т. поставил перед профсоюзными организациями — в качестве основной задачи в области регулрования заработной платы — полную ликвидацию уравниловки, перестройки системы тарифов, выделение в оплате ведущих профессий, всемерное поощрение сдельщиков, установление правильных норм, обеспечивающих рост производительности труда.

Если ответственность профсоюзных организаций и рабочих в коллективных договорах 1928—1930 гг. была определена, главным образом, общеполитическими установками, то в колдоговорах на 1933 год эти обязательства были максимально конкретизированы.

Ряд профсоюзных организаций на местах в 1933 г. впервые приняли участие в определе­нии фондов зарплаты. Колдоговора заключались непосредственно на предприятиях. Однако полностью по всем отраслям промышленности тарифная реформа еще не была закончена, которую необходимо было проводить в соответствии сроков, оговоренных колдоговорами, но такая работа по линии хозорганов шла медленно.

Праздничные демонстрации в г.Петрозаводске. Место съемки: г.Петрозаводск Дата съемки: не установлена. Автор съемки: не установлен.

Архив, Газета "Голос", Документы, Новости, СТО ЛЕТ на страже труда

Последние новости

  • В Петрозаводске состоялось торжественное мероприятие, посвященное 120-летию РОСПРОФЖЕЛ

    14.05.2025  34
  • Илья Косенков принял участие в торжественных мероприятиях ко Дню Победы

    09.05.2025  2
  • С днем Великой Победы — поздравление председателя

    09.05.2025  1
  • С Первомаем! Профсоюзы Карелии чтят традиции!

    01.05.2025  15
  • C 1 Мая! Поздравление председателя

    01.05.2025  13

Календарь записей

Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
« Апр    

© 2013 Профсоюзы Карелии
© 2013 Разработка сайта: Умные решения

Яндекс.Метрика