Только вместе, только дружно можно сделать много дел
Пленум Карельского республиканского комитета профсоюза территориальной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства обсудил вчера состояние социального партнерства на предприятиях и мерах по повышению его эффективности.
Доклад заместителя председателя рескома профсоюза Игоря Борисова перед профсоюзным активом, а на разговор в Дом профсоюзов приехали и многие руководители автотранспортных и дорожных предприятий, получился предметным и убедительным. И прежде всего потому, что докладчик не ограничился перечислением наработок в сфере социального партнерства и критикой недостатков в этой работе, а попытался с аргументами в руках показать взаимосвязь результатов социального партнерства в отрасли с экономическими показателями предприятий, которые в свою очередь самым непосредственным образом связаны с условиями, в которых работают предприятия, а также обозначил приоритеты организационной работы профсоюза по взаимодействию с органами власти и работодателями.
Что же сегодня составляет основу социального партнерства в отрасли?
«Взаимная заинтересованность профсоюзных организаций и работодателей в создании благоприятных условий для производственной деятельности автопредприятий и дорожных организаций, необходимая нормативно-правовая база, определяющая их права и гарантии, установление здоровых и безопасных условий, достаточной оплаты труда работников», — отметил докладчик.
Понятно, что реализация социального партнерства идет через коллективные договоры и соглашения. На предприятиях автотранспорта заключено 13 и в дорожных предприятиях 19 коллективных договоров. А это значит, что 2289 автотранспортников и 1569 дорожников находятся , образно говоря. под защитой коллективного договора, вправе рассчитывать на дополнительные социальные гарантии… В основу этих договоров взяты нормы и правила отраслевых тарифных соглашений, а также соглашения на республиканском уровне. Такая система регулирования социально-трудовых отношений позволяет целенаправленно осуществлять на предприятиях и в организациях защиту интересов работников отрасли. Зафиксированные в коллективных договорах обязательства по условиям труда, размеру оплаты труда, продолжительности отпусков, дополнительные социальные гарантии создают предпосылки взаимного согласия партнеров и повышения эффективности труда. Постоянное взаимодействие республиканского комитета профсоюза с органами власти и управления , участие в работе конкурсных комиссий, комиссиях по безопасности дорожного движения, обсуждение проблем на «круглых столах» способствует поддержанию социальной стабильности в коллективах отрасли и служат интересам населения республики.
Вместе с тем, недостаточное финансирование дорожных работ, несвоевременное возмещение затрат на пассажирские перевозки, а об этом говорили едва ли не большинство ораторов, тне позволяют охватить широкий круг конкретных вопросов при колдоговорном регулировании и сдерживают развитие сациально-партнерских отношений между работниками и работодателями.
Вот несколько цифр. По Пиккярантскому ДРСУ, это, к слову, одно из грамотно работающих предприятий, имеет так называемый госзаказ на содержание дорог всего на 17% от возможностей предприятия. Причем условия договора навязываются просто кабальные. Например, за этот год из-за разницы реальных затрат на дорожные работы и оговоренных договором ДРСУ понесли полтора миллиона убытков. А по будущему году предлагается такой договор, который ведет прямиком к банкротству предприятия. Пудожское АТП выполняет муниципальный заказ на пассажирские перевозки. И тоже по году имеет более миллиона рублей убытков. «Местная власть убытки, понесенные предприятием при выполнении муниципального заказа, не восполняет, а возить пассажиров заставляет», — посетовал профсоюзный лидер из Пудожа. В Петрозаводском ДРСУ из-за отсутствия должной поддержки городских властей слесари пятую зиму ремонтируют технику в неотапливаемых помещениях. Ели вот еще одна о многом говорящая цифра. За последние четыре года цены на топливо выросли в 200 раз. А ведь что автотранспортников, что для дорожников топливо — это все. Вот и получается : нефтянка пухнет от неконтролируемых сверхдоходов, а потребители топлива едва сводят концы с концами.
Понятно, что эти проблемы одним днем не решить. Но важно, что социальные партнеры в отрасли понимают: решать стоящиеся перед предприятиями задачи, социальные проблемы надо вместе, дружно, тесно взаимодействуя. Принятое по обсужденному вопросу постановление, его дух и буква направлены на то, чтобы эту связку укрепить.