Учителя недовольны результатами введения новых систем оплаты труда
Состоялся V пленум рескома профсоюза работников народного образования и науки
Состоялся V пленум рескома профсоюза работников народного образования и науки, который рассмотрел вопрос о ситуации в образовательных учреждениях Республики Карелия в связи с введением новых систем оплаты труда и задачах Карельской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки по защите социально-экономических прав работников отрасли.
С докладом по теме выступила председатель рескома Тамара Мешкова. В прениях по докладу выступили председатели районных профорганизаций педагогов – Раиса Федотова из Питкяранты, Римма Русакова из Сегежи, Людмила Людикяйнен из Петрозаводска, Марина Филатова из Пудожа, Екатерина Кокина из Кондопоги, председатель профкома преподавателей и сотрудников ПетрГУ Виктор Ракушев, председатель профкома колледжа технологии и предпринимательства Любовь Пахомова.
В работе пленума принял участие и выступил министр образования РК Александр Селянин.
Общие выводы о подготовке и о переходе на новые системы оплаты труда сделала Тамара Мешкова. Она подчеркнула, что при подготовке к переходу на НСОТ, во-первых, общая нормативная база нарабатывалась медленно, во-вторых, республиканская исполнительная власть не уделила должного внимания работе с муниципальными образованиями. Общие ожидания не оправдались, так как республика смогла изыскать средства для повышения фонда оплаты труда бюджетников не на 30 процентов, как это декларировала федеральная власть, а только на 9 процентов.
Реском распространил в районах анкеты, где педагоги могли высказать свое мнение о введении НСОТ. Всего было заполнено около 1 тысячи анкет. В целом отношение к процедуре введения НСОТ неоднозначное. Особенно негативное отношение высказали педагоги из Питкяранты, о чем поведала Р.Федотова. Идея НСОТ практически провалена – это главный вывод анкет, заполненных в этом районе.
«Педагоги сильно возбуждены результатами введения НСОТ, — сказала Раиса Георгиевна. – В лучшем положении оказались молодые учителя и работники вспомогательных служб, новая система ущемила педагогов со стажем, а в числе обиженных – воспитатели и педагоги дошкольного образования».
Она рассказала, что к ней обратились работники двух дошкольных учреждений района и спрашивали о нормативной базе для проведения забастовки. «Понимаю, что такое право у людей есть, но я думаю, что мне, как председателю райкома, необходимо найти аргументы и убедить коллег попытаться использовать другие пути», — сказала Р.Федотова.
В день проведения пленума многие приехавшие из районов коллеги передавали в реском письма, которые адресовали сюда работники школ и детских дошкольных учреждений. В каждом из таких писем – боль.
Вот что, в частности, написала председатель профсоюзной организации Бабгубской школы Кемского района Екатерина Чижова:
«Брошенная на произвол судьбы, школа дождалась внимания государства. Благодаря разным программам в школах появилась мебель, новые методические пособия, компьютерные классы, выход в Интернет. Дошла очередь и до зарплаты учителя. С экрана телевизора только и слышно, как замечательно будет жить каждый учитель. На деле – увы…
В нашей стране огромное количество малочисленных школ – таких, как наша, и не все они находятся в сельской местности. Наполняемость классов в них должна достигать 25 человек, но в реальности это 10-15, иногда меньше.
Коэффициент наполняемости исчисляется просто: делим фактическое число учеников, например, 12, на норму – на 25. Получается 0,48. По новой системе оплаты труда оклад 6500 умножаем на 0,48 и получаем ставку учителя 3120 руб. До введения НСОТ она составляла 3127 руб. Но есть классы, где коэффициент всего 0,28, соответственно ставка 1820 руб.
Почему, получив новую зарплату, учителя обнаружили разницу – не в свою пользу – в 2-3 тысячи рублей? По старой системе к окладу шли надбавки: за проверку тетрадей, за классное руководство, за заведование кабинетом и прочее. Все это составляло от 20 процентов и более надбавок. По новой системе эта работа оплачивается из стимулирующего фонда, а такого фонда в школах с соответствующей наполняемостью просто нет.
Кто ответит учителю: почему государство решило, что для 12 учеников урок должен стоить в два раза дешевле, чем для 25? Кто решил, что тетради, классное руководство – дело лишнее, второстепенное? Обидно и больно».
О подобных проблемах говорили практически и все выступающие.
«Сегодня ситуация с введением новых систем оплаты труда не удовлетворяет никого: ни работников, ни профсоюзы, ни власть», — отметила Т.Мешкова. Среди главных системных проблем при введении НСОТ, отмеченных в постановлении пленума, названы:
во-первых, недостаточность (дефицит) бюджетных средств,
во-вторых, недостаточное информирование работников при переходе на НСОТ,
в-третьих, нарушение трудового законодательства в результате ненадлежащего уровня правовой грамотности руководителей образовательных учреждений,
в-четвертых, нарушение принципа социального партнерства как на уровне муниципальных образований, так и в отдельных учебных заведениях.
в-пятых, снижение некоторым категориям работников достигнутого реального уровня зарплаты,
в-шестых, дискриминация в оплате труда при одинаковой квалификации и выполняемом объеме работ,
в-седьмых, неизменившийся уровень зарплаты специалистов высшей квалификации и стажеров, что особенно существенно при нарастающей инфляции.
Пленум поручил президиуму рескома направить обращение Президенту РФ Д.Медведеву, председателю Правительства РФ В.путину о необходимости установления базовых окладов (ставок) заработной платы по профессионально-квалификационным группам и оказанию региону финансовой помощи в связи с введением НСОТ. Пленум также обратился к Главе РК С.Катанандову с предложением обеспечить в 2009 году реальный рост фонда оплаты труда работников образования на 30 процентов.
Участники пленума предложили министерству образования РК разработать закон РК, устанавливающий величину минимального размера оплаты труда учителя, воспитателя дошкольного учреждения, педагога дополнительного образования.
Пресс-центр ООП в РК